РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

Источник: Барановский П.Д. Свидетель восьми веков (реставрация древнейшего памятника смоленской архитектуры). В газете "Рабочий путь". № 235. Смоленск, 1963. Все права сохранены.

Воспроизведено в кн.: Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. Сост. Ю. А. Бычков. М., 1996. Стр. 85-88. Все права сохранены.
Сканирование материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.russiancity.ru («Русский город. Архитектурно-краеведческая библиотека»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

П.Д. Барановский

Свидетель восьми веков
(реставрация древнейшего памятника смоленской архитектуры)

 


-85-

        Древний Смоленск знаменит не только воинской доблестью, но и высоким уровнем культуры. Однако история донесла до нас ничтожно мало из всего, созданного народом в давние времена. И ныне только путем глубоких научных исследований, археологических раскопок и научной реставрации архитектурных памятников можно приподнять завесу, скрывающую творения древних мастеров. В Смоленске, по предварительным исследованиям специалистов, еще в домонгольскую эпоху, начиная от княжения Владимира Мономаха, было построено несколько десятков каменных храмов. Строительство первых каменных зданий в нашей лесной стране было прогрессивным явлением, ярким показателем богатства, культуры и искусства города. До наших дней сохранились лишь небольшие остатки и фундаменты древних строений. И только три здания сохранились в значительной полноте - церковь Петра и Павла на Городянке (1146 г.), Иоанна Богослова на Варяжской улице (1173 г.) и Михаила Архангела - Свирская (Северская) - на Пристани (1190-е гг.).
        Хотя городская жизнь Смоленска весьма слабо отражена в сохранившихся летописях, но все же в них отмечено, что смоленские князья, потомки Мономаха, "мудрые, рядные и храбрые", украшали город каменными зданиями. Из них особенно высокая оценка дана церкви Михаила Архангела. Строитель ее князь Давид Храбрый ("Буй Давид" из "Слова о полку Игореве") "украсил ее лучше всех церквей, так что нет подобной по всех полуночных (северных) странах, и многие иностранцы приходили для смотрения оной".
        Между тем даже о внешнем виде этих сохранившихся сооружений мы до последнего времени почти ничего не знали, так как из-за перестроек, различных наслоений более позднего времени они совсем утратили свой первоначальный вид.
        Впервые вопрос о научном исследовании и реставрации трех древнейших памятников смоленской архитектуры был поставлен в первые годы советской власти. И первым итогом этого интереса к древнерусскому зодчеству является Петропавловский храм, почти полностью реставрированный к 1100-летию города, памятник, проживший 817 лет со времени создания.
        _______________
      


-86-

        Основные этапы сооружения и долгой жизни этого памятника таковы. Князь Ростислав Мстиславович, внук Мономаха, в 1146 г. построил за Днепром на реке Городянке храм Петра и Павла, где, по-видимому, был охотничий двор "Тетеревиные садки". Здесь, к западу от храма, был дворец князя, соединенный с ним деревянными переходами.
        В 1632 г. к Петропавловскому храму были пристроены с запада палаты униатского архиепископа Льва Кревзы. Затем в 1675 г., после возвращения Смоленска Московскому государству, эти палаты были перестроены в придельный храм. Наконец, в 1753 г., когда увеличилось население заднепровской части города, храм в пятый раз был капитально перестроен. Над западной частью придела были надстроены третий этаж и массивная глава, видоизменены окна. Затем у древней восточной части здания до половины была сломлена глава и надстроена новая в стиле XVIII в., срублены полуколонны по фасадам и весь комплекс объединен общей четырехскатной крышей. После этого никто уже не мог увидеть на фасадах здания признаков древней архитектуры. Характерные формы архитектуры XVII в. выдавали лишь шатровая колокольня и два крыльца.
        Научными исследованиями, начатыми в 1923 г., был выявлен ряд дотоле неизвестных интересных особенностей памятника XII в.: полуколонны по фасадам, посводные крыши, перспективные порталы входов и декор фасадов, погребальные ниши, полы из темно-зеленых глазурованных плит и т.п. На хорах храма был небольшой придел, в который вела дверь с переходов, соединявших храм с дворцом. На стенах этого придела под побелкой были обнаружены фрески XII в. с оригинальной тематикой и большое количество графитти, то есть процарапанных надписей XII-XIII вв., среди которых и надпись самого князя-строителя. В проемах обнаружены орнаментальные росписи ярких тонов. Эти новые открытия позволили установить неведомый в течение веков первоначальный образ памятника.
        Новые научные данные, полученные из детального исследования всех трех сохранившихся древнейших памятников города, позволили уже говорить не только о реальных сохранившихся в Смоленске ценностях XII в., древней архитектуры и живописи, но и утверждать с полным основанием о наличии и особой смоленской школы искусства. Начальным моментом в развитии этой школы, когда уже можно усматривать в ней прогрессивные местные черты, является Петропавловский храм, а венчающим - Свирский. Всего лишь за 50 лет смоленское зодчество сделало большой шаг вперед, решительно перейдя от византийских традиций к самостоятельным приемам и формам, базирующимся на народных основах. В связи с этими открытиями памятники Смоленска уже с 1930 годов были введены в научный обиход, в труды и учебники по истории русского искусства.
        Научная реставрация древнейших памятников Смоленска долго откладывалась до лучших экономических возможностей. В апреле 1944 г. ученый совет главного управления охраны памятников Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР рассмотрел и утвердил разработанные проекты консервации и научной реставрации Петропавловского и Свирско-


-87-

го храмов, и вскоре в них была проведена часть самых неотложных предохранительных работ. Однако отсутствие в Смоленске своей научной реставрационной мастерской еще долго не давало возможности развернуть это дело в надлежащем масштабе. И лишь с 1960 г. мастерская начала осваивать трудоемкий и сложный процесс научной реставрации Петропавловского храма. Здесь нужна была и плинфа, то есть кирпич специального размера, и ряд других материалов, не применяемых в современном строительстве. Следовало подготовить и квалифицированных специалистов,
        Основным научно-техническим мероприятием было укрепление конструктивных основ памятника путем заведения в горизонтальные каналы, оставшиеся от первоначальных сгнивших деревянных связей, новых железобетонных связей. Этот успешно осуществленный метод укрепления отныне должен на многие века сохранить памятник от распорных деформаций. Сильно обопревшие и совершенно рухнувшие места по фасадам памятника и срубленные полуколонны облицовывались новой плинфой. По следам и сохранившимся древним остаткам документально восстанавливались оконные проемы, дверные порталы и элементы оформления фасадов. Надстройка XVIII в. на древней главе разобрана, а утраченная часть купола наращена по аналогии с близкими памятниками и в соответствии с принципами закономерности и пропорциональных отношений в древней архитекгуре. В последнем случае реставрация ввела интересную особенность, свойственную только данному памятнику, - пояс по барабану главы из керамических плит в виде миниатюрных перспективных нишек (остатки их были найдены в древних окнах главы).
        Одним из важнейших принципиальных вопросов реставрации было раскрытие западного фасада древнейшего памятника, полностью закрытого позднейшими пристройками, чтобы показать этот памятник в полном объеме. Ученый совет решил сделать разрыв между древнейшей и более поздней частями и, кроме того, уменьшить объем последней за счет разборки этажа, надстроенного в XVIII в., как менее ценного в историко-художественном отношении и пришедшего после пожара и обстрела в аварийное состояние. Осуществление этой работы не только хорошо выявило в массах и объеме здание XII в., но столь же благоприятным оказалось и для частей XVII в. с шатром, покрытым зеленой поливной черепицей, и с огромными живописными крыльцами смоленского типа на ползучих арках.
        Нужно сказать, что эти работы, весьма большие по своему объему и особенно сложные и специфичные, были выполнены в исключительно короткий срок - за два с половиной строительных сезона. Остается только завершить работы внутри здания, сделать оконные переплеты и двери, настлать керамический пол и расчистить фресковые росписи.
        Предельно простые, лаконичные, полные величия и монументальности формы Петропавловского храма невольно напоминают о том, что Древняя Русь через Византию была наследницей античных традиций, что простота и гармония форм, заложенные в основу этой архитектуры, были удачно продолжены и талантливо переработаны нашими древними народными мастерами.


-88-

        Реставрация этого памятника древней архитектуры Смоленска - один из примеров воплощения в жизнь принципов заботливого и бережного отношения к неповторимому наследию родной культуры. Подлинные памятники истории, свидетели труда и показатели творческого таланта народных мастеров, украшающие наши города, воспитывающие любовь к Родине, должны быть дороги нам и оберегаемы не только для настоящего, но и главным образом для будущего.


 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский