РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Баталов А.Л. Проблемы интерпретации архитектуры собора Покрова на Рву // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 8–15. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2018 г.

  

 

 

А.Л. Баталов

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ СОБОРА ПОКРОВА НА РВУ

 

В истории изучения собора Покрова на Рву существует своя специфи­ка, присущая только этому сооружению. С одной стороны, он всемирно известен как самое характерное и самобытное произведение русского зодчества. С другой, является самым уникальным сооружением русской архитектуры, облик которого до сих пор не получил какой-либо одно­значной и достоверной интерпретации. Одно из первых описаний особенностей собора относится к началу XVII в.: «этот храм выстроен почти четвероугольником, только с очень многосторонним искусством всяко­го рода и вида; на нем девять башен, крытых листовой медью и притом так искусно и разнообразно, что только дивишься». В XIX и XX вв. собор характеризовался примерно так же. Кроме необычных форм глав, пора­жали разнообразие и насыщенность декорации. Поиск объяснений и ис­точников архитектурных особенностей собора приводил исследователей и в Индию, и в Казанское ханство. В историко-архитектурной литературе наиболее жизненной оказалась версия о претворении образцов деревян­ного зодчества. В основу концепции априори закладывалась идея револю­ционного изменения в развитии древнерусской архитектуры, связанная с воплощением в кирпиче деревянных образцов. Эта теория приобрела в послевоенные годы значение политической доктрины. Построенная на основе знаний второй половины XIX в., она во многом задержала раз­витие историко-архитектурной мысли.

В 1960-е гг. наметился выход за рамки этой доктрины. М.А.Ильин на­чинает формировать представление о соборе как образе «храма-города», что отражается в композиции, призванной сделать зримым этот образ. Подобное толкование носило общий характер, поскольку любой храм явля­ется образом Небесного Иерусалима, что претворяется на трансценденталь­ном уровне. Другое толкование, предложенное в нашей статье в 1980-е гг., было связано с постановкой вопроса о создании образа Евангельского Иерусалима, соединенного с его святыней - храмом Гроба Господня. Это предположение основывалось на том символическом значении Иерусали­ма, которое присваивалось храму в контексте евангельского Хождения на осляти. Было сделано предположение о том, что создание фантастических форм связано с задачей подчеркнуть несоотнесенность облика этого хра­ма с традиционной, условно говоря, обыденной архитектурой. Композиция из девяти отдельно стоящих храмов, обособленность которых проакцентирована на уровне второго яруса, была сопоставлена с пространственной структурой храма Гроба Господня, который описывался русскими палом­никами как конгломерат храмов над святыми местами.

 

  

 

Рис. 1. Западная галерея Покровского Рис. 2. Плоский свод собора

 

 

Притом, что эта идея была воспринята в литературе, ее нельзя считать доказанной. Московский чин Хождения был перенесен из Великого Нов­города, где Шествие на осляти совершалось также в церковь Входа в Ие­русалим, которая была типовым новгородским храмом. В западной прак­тике станциональных богослужений шествие с пальмами совершалось из обыкновенной городской церкви, которой присваивалось значение Вифании, в кафедральный собор, становившийся образом Иерусалима. Ни одна из этих церквей не считалась подобием храма Гроба Господня и не имела связи со Святой землей на уровне посвящений или названий в городской топонимике.

Таким образом, и роль собора в сакральной топографии Москвы не является простым ключом к разгадке тайны его облика.

Что же тогда могло побудить к созданию подобного произведения? Счи­тать архитектурный облик собора сложившимся в результате простой эволю­ции невозможно, так как эволюционная линия, прочерченная в литературе, в действительности не существовала. Храм в Дьякове датируется 1560-ми гг. и относится к таким же репликам собора Покрова на Рву, как и церковь святых Бориса и Глеба в Старине. Среднерусская архитектура предшеству­ющего периода также не дает возможности найти источники мотивов со­бора. В определенный период изучения собора его строителями считались псковичи (Постник Яковлев с Бармой или один Постник), отправлены в Казань как раз в год начала строительства обетного храма на рву. Однако все построй­ки, выполненные ими в Казани и в Свияжске, показывают, что они оставались строго в грани­цах псковской архитектурной традиции. Даже при сооружении казанского Благовещенского со­бора, когда мастерам в качестве образца был указан московский Успенский собор, они полно­стью продемонстрировали весь псковский набор конструктив­ных и декоративных приемов. Часть артели действительно воз­вратилась из Казани в Москву и приняла участие в сооруже­нии храма в Острове, где также в полной мере использовала свой псковский «репертуар», не пыта­ясь мимикрировать.

Как ни была сильна магия имен Бармы и Постника, известных только по одному источнику, притом не летописному, а агиографическому (исполь­зованному в 1640-е гг. при составлении Пискаревского летописца), пред­ставить собор в качестве автохтонного произведения невозможно. Среди приемов и деталей, не имеющих местных аналогий, достаточно вспомнить самые значимые - плоский кессонированный свод на западной паперти, представляющий вариант ренессансного перекрытия или сетчатого готиче­ского свода, не имеющего привычных пят, передающих распорные усилия на стены (рис. 1,2). Решить такую конструктивную задачу мог мастер, обладавший определенными навыками в сооружении подобных перекрытий.

Нельзя также не обратить внимание на форму столбов галереи, пред­ставляющих вариант готических пучковых и составных колонн (рис. 3).

 

 

В ряде более ранних докладов и статей мы уже проводили мысль о том, что собор следует рассматривать в ряду произведений, созданных ма­стерами, попавшими на Русь в начале 1550-х гг. Деятельность западных мастеров в Москве не закончилась с побегом Петрока Малого, а лишь приостановилась на период 1540 - начала 1550-х гг. В этом отношении царствование Ивана Грозного представляет единый период с предшеству­ющими двумя правлениями - Ивана III и Василия III. Характерно, что деятельность новых западных мастеров прослеживается только после оконча­ния Казанской войны. Начинает работать новая керамическая мастерская, в которой трудятся мастера неместной выучки. Путь стро­ительных мастеров западного происхождения прослежива­ется от трапезной Покровско­го суздальского монастыря до Казенного двора Троице-Сергиева монастыря и церкви Космы и Дамиана в Муроме (рис. 4,5). Они работают и над восстановлением сгоревше­го Казенного двора в Кремле, затем строят Посольскую па­лату (рис. 6).

 

Рис. 4. Казенный двор в Троицком монастыре

 

Рис. 5. Храм свв. Космы и Дамиана в Муроме

 

Рис. 6. Казенный двор в Кремле

 

 

Все постройки, которые могут быть связаны с западными мастерами на основании особенностей их облика, обладают четко вы­раженными готическими чер­тами, однако они бесконечно далеки от собора Покрова на Рву.

Именно в этом храме иссле­дователь сталкивается с двумя проблемами: с одной стороны, с присутствием деталей, явно не соотносимых с местной традицией, с другой - с отсут­ствием прямого адреса в за­падноевропейской архитекту­ре. Здесь создан конгломерат из мотивов, представляющих парафраз романских, готиче­ских и ренессансных храмов, а также элементов, не имею­щих четких «иконографиче­ских» параллелей ни в одной из средневековых архитек­турных культур. Попытки про­следить их источники привели Н.И.Брунова к удивительному результату. Получалось, что мастера, которые строили Покровский собор, должны были об­ладать воистину энциклопедиче­скими знаниями архитектурного мира от Румынии до Англии.

Невозможно найти путь к интер­претации собора, пользуясь мето­дами исследования средневековой архитектуры, включающими поиск сакрально значимых образцов, а также компартивистский метод поиска источников.

Следует вспомнить, что масте­ра, которые приехали в Москву при Грозном, находились в дру­гом, несредневековом творческом пространстве. Это были люди, находившиеся в контексте архитектурной культуры Ренессанса, даже если они были выходцами не из Рима, Тосканы, Ломбардии, а из Средней Европы.

 

 

Рис. 7. План центрического храма        из книги Себастиано Серлио

 

Поэтому архитектурный облик собора следует оценивать с тех же пози­ций, с каких мы исследуем постройки итальянских мастеров в Москве, т.е. в соответствии с творческими принципами Ренессанса - с креативным созданием новых архитектурных композиций и нового архитектурного языка, комбинирующего приемы романской и готической архитектуры и создаю­щего новые трактовки ордера. Можно ли рассматривать в том же контексте и собор Покрова на Рву? Вопрос об этом никогда не ставился. Однако он закономерен.

 

 

Рис. 8. Проект центрического храма из книги Себастиано Серлио

 

Рассматривая план собора, многие исследователи приходили к выводу о его соотнесенности с опытами мастеров итальянского Возрождения, прежде всего Браманте и Леонардо да Винчи, по созданию идеального центрического храма. Анализ плана позволяет установить параллели с идеальным городом, созданным в трактате Филарете, со знаменитой Сфорниндой.

Параллели настолько очевидные, что с общим направлением поисков нель­зя не согласиться, как и с необходимостью привлечения к изучению собора многочисленных трактатов эпохи Возрождения. В XVI в. наиболее популярен трактат Себастиано Серлио. В одной из его книг мы видим проект идеаль­ного центрического храма, состоящего при этом из обособленных объемов (рис. 7,8). План показывает центральное квадратное ядро, в центр которого помещена ротонда, а в угловых объемах находятся квадратные помещения. По продольной и поперечной осям к основному объему примыкают четыре ротонды меньшего диаметра. Ротонды, поставленные по осям центрального объема, в отличие от центральной, не имеют купола. Интерьеры этих малых ротонд идентичны центральному объему и отличаются только своими мас­штабами.

Это пример поиска центрической композиции, основанной на соподчи­нении разномасштабных объемов. Этому посвящены поиски и Браманте, и других мастеров и теоретиков эпохи Возрождения. Эту же задачу решает и строитель храма Покрова на Рву, создавший здесь центрическую композицию разновеликих, но соподчиненных объемов. Иерархия объемов здесь имеет три уровня: первый - центральный, доминирующий в композиции, шатровый храм; второй - поставленные по центральным осям приделы; третий - диагональные приделы. Отличие от большинства известных опытов в том, что объемы полно­стью отделены друг от друга. Поэтому архитектура собора является новацион­ной и по отношению к известным ренессансным опытам. Подобие сохраняет­ся на самом общем и принципиальном уровне - поиска облика центрического многочастного здания.

Воплощение этой идеи доведено до абсолюта и создало опасность для устой­чивости всего сооружения. Вся конструкция собора призвана компенсировать инженерный риск, на который осознанно идут авторы ради построения про­странственной структуры храма. Они создают сложную, даже кажущуюся из­быточной конструктивную систему, компенсирующую пространственную обо­собленность девяти столпов, хитроумно связывая их с друг с другом на уровне подклета и чердачного пространства. При этом этот риск не был связан удовлет­ворением программы заказчика, для которого было достаточно, чтобы каждый храм имел самостоятельный вход и богослужебное пространство.

 

При строительстве со­бора создаются принципи­ально новые типы зданий, в которых разрабатывают­ся неизвестные ранее при­емы переходов от одного объема к другому, а также происходит полная транс­формация традиционных местных мотивов и форм. Так, например, известный в среднерусской архитек­туре мотив завершения ку­бического храма несколь­кими рядами закомар полностью перефразиро­ван в облике диагональных приделов. Из-за незначительного отступа каждого ряда, его постановки над нижележащими и располо­жения рядов вперебежку образуется столпообраз­ная композиция, имеющая весьма отдаленное сход­ство с известными средне­русскими постройками.

Здесь были созданы и новые принципы деко­рации, предполагающие полную деформацию поверхности, ее превращение в сплошное декоративное поле, включая изразцовое убранство шатра и его украшения из позолоченного металла (рис. 9). Декорация собора не связана ни с ордерными принципами, ни с традиционными среднерусскими и не имеет, как кажется, никаких прямых аналогий в мировой архитектуре.

 

 

Рис. 9. Убранство шатра Покровского собора

 

Можно утверждать главное - в архитектуре собора создается новый язык, оперирующий формами, создаваемыми специально для этого сооружения. Ар­хитектура собора, подобно проектам из итальянских трактатов, создана в ре­зультате сочетания разнородных мотивов, их искусственного соединения и при­бавления одного к другому, с единственным желанием выразить некую новую идею, создать новый образ. Во всех странах, и в первую очередь в Италии, по­являются сооружения, созданные вне традиции, но являющиеся осуществлени­ем архитектурных инноваций. Среди них были как неудачные, так и всеми при­знанные шедевры: Сантиссима Аннуниата Микелоццо; собор Сан-Себастьяно в Мантуе Альберти; не до конца воплощенные идеи Браманте по воссозданию чудесной страны из сна Полифила в ватиканской резиденции пап; замок Шамбор, неординарность которого заставляет исследователей искать его исток в творческой фантазии экспериментатора Леонардо.

Мышление мастеров собора сопоставимо со взглядами Филарете. Здесь уместно привести его слова о том, каким должно быть здание храма, - «бла­городно украшенным, как и его Хозяин, ради которого в нем совершают бо­гослужение и таинства. По этой причине ему следует быть декорированным красивыми камнями, а в дополнение к красоте камня его следует украсить пре­восходной и благородной резьбой, золотом и цветом...». Это рассуждение за­ставляет вспомнить впервые используемые в русской архитектуре позолоченные металлические украшения, изразцы, образующие звезды.

Связь мастера собора с Ренессансом прослеживается в создании принципи­ально новых форм и собственного архитектурного языка. Абсолютная свобода, которую получали мастера именно на чужой территории, позволяла ему на рус­ской почве реализовать идею создания центрического многочастного здания.

Возвращаясь к иерусалимской теме, можно вспомнить и наблюдение Кэрола Крински о распространении изображений Иерусалима в подчеркнуто фанта­стических или вычурных архитектурных формах. В этой связи остается место для предположения, что неким импульсом к созданию идеальной храмовой ар­хитектуры было уникальное положение собора как рассчитанной заранее цели Шествия на осляти, иерусалимского праздника. Такое предположение возмож­но лишь при взгляде на архитектуру собора как на креативное ренессансное произведение.

 

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский