РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Беляев Л.А. Архитектура собора Покрова на Рву в контексте раннего европейского ориентализма // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 16–23. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2018 г.

 

  

Л.А. Беляев

АРХИТЕКТУРА СОБОРА ПОКРОВА НА РВУ

В КОНТЕКСТЕ РАННЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА 1)

 

Этот доклад посвящен памяти выдающегося ориенталиста Олега Андре­евича Грабара, в принстонском семинаре которого (Institute for Advanced Studies) была начата работа над темой «Русь и Восток» (1997). Позже ря­дом с ней оформилась тема «Запад и Московская Русь» (для Института гуманитарных проблем Мэдисонского университета, Висконсин). Одним из результатов этих исследований и стала модель восприятия Покров­ского собора как одного из памятников зарождающегося ренессанс­ного ориентализма. Некоторые ее положения, высказанные в 2002 г. в Висконсине, были озвучены на конференции в Скуола Нормале (Генуя) и затем опубликованы в сборнике, посвященном обмену мастерами между За­падом и Византией 2), а основные выводы повторены позже на конференции в Казани, посвященной взаимоотношениям Руси и Востока 3), где были подроб­но исследованы взаимоотношения раннего европейского (ренессансного) ориентализма с «восточными элементами» в московской культуре.

Сделанные наблюдения фиксировали явные и иначе, на мой взгляд, необъяснимые особенности художественного языка, на котором с нами говорит архитектура собора. Взятые сами по себе, эти подходы, пред­полагающие присутствие в одной художественно-смысловой модели «западно-восточного» синтеза, осуществляемого на постепенно уходя­щей византийской основе, не оригинальны. Близкие точки зрения испод­воль готовились и русской культурой XIX в., и концепциями западных иконологов XX столетия. Уже в «Тарантасе» Алексея Константиновича Толстого, прекрасно понимавшего русскую старину, есть четкая фор­мула: «в нашей народной архитектуре господствуют три начала: начало византийское, или греческое, перенесенное вместе с верою во времена Владимира; начало татарское, или испорченное арабское, водворенное с татарами, и, наконец, начало времен Возрождения, заимствованное у Запада в царствование Иоанна Грозного». Близкое решение вопроса о соотношении русского искусства с Востоком и Западом можно обна­ружить и в известной книге Э.Виолле-ле-Люка, не особенно фундирован­ной, но по-французски зоркой.

Вообще вопрос: Восток, Запад или Византия? - заботит нашу культуру бо­лее двух столетий, хотя во многих случаях оказывается, что наш «Восток» это, в сущности, Запад - так много импульсов Дальнего Востока, Нейтраль­ной Азии и даже Восточного Средиземноморья достигало Руси западным путем, так сказать, через европейские ворота и на европейских кораблях. Классические примеры в этом отношении - путь чая и вообще китайско-японских товаров в XVII в. Приток восточных вещей по западным каналам - свидетельство торговой бесплодности сухопутного пути в Азию в XVI-XVII вв., несопоставимого уже по удобству контактов с океаном (это ясно доказал неудачный опыт торговцев Русской компании 4), во второй половине XVI в. прошедших из Англии через Россию в Центральную Азию). Это подтверж­дает и сравнительно небольшое количество находок восточной керамики в культурных слоях Руси XIII-XVI вв. Так что, хотя примеров знакомства с образцами восточной роскоши и вообще материальной культуры великое множество, они далеко не всегда говорят о близости, прямой связи Руси с Востоком, тем паче - о ее принадлежности к нему. Любая из контактных зон Средиземноморья с X по XVII в. предлагает гораздо более обширный список «гибридных» произведений и примеры глубокого взаимного воз­действия - вплоть до полной трансформации первоначальных моделей в архитектуре и художественных ремеслах. Больших зон можно назвать три (Испания; Южная Италия с Сицилией; Византия), но точек схожести культур гораздо больше, и они существенно превосходят «русское пространство» в широте и глубине взаимного обогащения.

Однако все это - не ориентализм в прямом понимании термина, а, скорее, взаимодействие «на равных» с исламским миром, взаимное оплодотворение (обратный пример восточного «европеизма» - исламская архитектура Тур­ции, довольно долго развивавшаяся под сильным воздействием византийско­го наследия).

«Ориентализмом» мы будем называть ясно выраженную и осознанную потребность в контактах с Востоком, воспринимаемым как экзотический и сравнительно далекий мир, неслыханно богатый, но вполне чуждый и, по крайней мере отчасти, враждебный. Вот в этом отношении мы найдем много общего, если сравним модели взаимодействия Московии и Европы с миром Ислама начиная с XVI в., когда ориентализм еше делал в Европе первые шаги.

Для примера рассмотрим некоторые объекты, оставленные «коронацион­ной лихорадкой» - процессом, хронологически очень близким к формиро­ванию русских многостолпных памятников. Среди них окажется «венский шлем Сулеймана Великолепного», сложная амальгамная инсигния, сделан­ная по европейским моделям в Венеции по заказу турецкого султана, пре­тендовавшего на первое место среди европейских владык и даже на духов­ную власть над ними. Момент заказа - 1532 г., случайное, но многозначное совпадение с годом освящения церкви в Коломенском. Сулейман планирует захват столицы Габсбургов, Вены, куда хочет вступить в «европейской» ко­роне и с другими заказанными в Венеции инсигниями.

Шлем-корона - отзвук на апелляцию Габсбургов к древностям Священной Римской империи: в 1529 г. в Болонье Карл V, принимая титул императора, был увенчан короной, причем за ним пронесли «четыре шлема Юлия Цезаря». В свою очередь турки охотно апеллировали к «евро-азиатской» фигуре Александра Македонского, прямо называя корону султана его реликвией, «древним наследием Александра».

 

Эти амальгамы значений характерны для вполне определенного периода развития Европы - Ренессанса, в недрах которого рождается и ориентализм. Россия участвует в «коронационной лихорадке» и появлении ориентализма напрямую-достаточно указать на переработку «шапки Мономаха», изготов­ление «Казанской шапки» (здесь не место обсуждать вопросы их датировки, хотя она и важна), восточный шлем с русской надписью великого князя Ива­на Васильевича из Стокгольмского музея, многие другие инсигнии и новые символы страны.

Обратимся теперь к Покровскому собору, столь мало похожему на тради­ционный русско-византийский крестовокупольный храм. Как бы мы ни пред­ставляли себе его первоначальный облик (столь явно ориентализованный в XVII в.), нота экзотики изначально звучит, по крайней мере, в разноголо­сице разновысоких «башенок». Она изначально заложена и в молитвенно-­благодарственную тему этого ех voto, построенного в память покорения вос­точного, исламского царства-соперника, в прошлом угнетателя, так сказать, сарацина - то есть в память о священной восточной войне, аналоге кресто­вого похода. Недаром восточные коннотации Покровского собора постоян­но индуцировали попытки соединить храм с Востоком напрямую, переадре­совать его архитектурные композиционные особенности непосредственно к Казани и далее в арабский мир. Нам напоминали о мифической многогла­вой «ханской мечети» Казани, о минаретах и даже об изразцах (действитель­но имеющихся на здании).

Однако работа в направлении культурного определения новаций в русской архитектуре начиная с конца XV в. всегда указывала иной, западный вектор, и статьи последних десятилетий (А.Л. Баталов, Л.А. Беляев, С.С. Подъяпольский и др.) это подтвердили. В фундамент такого понимания историко-культурного процесса ложится все больше достоверных источников. Представление о произведениях русско-итальянского периода в Московии как креативных ренессансных архитектурных творениях постепенно завоевывает позиции. Это, в свою очередь, включает работы западных мастеров в Москве в поток общеевропейского процесса создания искусства Нового времени, возвра­щая Европе одно из потерянных звеньев в цепи истории культуры.

Становится очевидным появление в Москве новой, не связанной с визан­тийской традицией архитектуры, укорененной в ренессансном представле­нии о творчестве и требующей от зодчего высокой образованности - вплоть до философии и владения арсеналом точных наук своего времени. Этот ар­хитектор способен произвести глубокие инженерно-математические расче­ты, обладает знаниями о свойствах камня, дерева, металлов, о связующих элементах, несущих способностях почв и т.п. Обязательным для строителя нового типа было и владение историей архитектуры, арсеналом классическо­го искусства, текстами Витрувия и комментаторов.

В Москве возводится ряд строений с основополагающими элементами позднеренессансного (или раннебарочного) здания. Ключ к пониманию мето­да работы итальянских архитекторов на Руси, их ответ на местные запросы - церковь Вознесения, самое позднее из датированных русско-итальянских зданий. К 1530-м гг. москвичи уже полвека (если считать с Аристотеля Фиораванти) впитывали новые формы архитектуры, немного привыкли к ним, потянулись к европейскому государственному и дворцовому быту. Но все равно церковь Вознесения - решительный разрыв с традиционной формой и литургическим устройством.

План храма – квадрат c четырьмя «ризолитами» в форме греческого креста - строго геометричен. Он необычен для Руси обшей схемой, к которой нельзя прийти путем даже резкого изменения «девятидольной схемы» и ее дерива­тов (хотя с идеей центрического сооружения русские заказчики были зна­комы давно). Сам метод разбивки и построения на плоскости правильных, выверенных геометрических фигур должен заставить задуматься - разбивка плана в натуре была проблемой для Византии - ее унаследовала и Русь.

Зато геометрическая разбивка храма в Коломенском позволяет вклю­чить его в группу храмов с планировкой в форме греческого креста - типа Сан-Себастиано в Мантуе (Альберти, 1470) или Санта-Мария делле Карчери (Ажулиано де Сангало, 1485), ведь мышление архитекторов Ренессанса было сильно занято идеей центричного храма, чему легко найти подтверждение в набросках и проектах Перуцци и Микеланджело для собора Святого Петра в Риме, в трактате Себастиано Серлио и во многих иных источниках 5).

Итак, основание церкви в Коломенском - не плод трудов строителя-ремесленника, обученного в византийском стиле, но творение хорошо зна­комого с геометрией и архитектурной теорией инженера. «Мастер церк­ви в Коломенском» близко подходит к замыслам церкви-монумента в духе Альберти: храм свободно стоит в пространстве и виден со всех сторон; интерьер и внешний облик получили равное значение во всех элементах, включая открытый изнутри шатер. Храм резко поднят над землей (подклет стоит прямо на платформе) и окружен наземной аркадой с тремя маршами лестниц и со вторым уровнем галереи. Подчеркнем наличие у наземной субструкции (т.е. у подклета) рода «нартекса» - он есть и у церкви Сан-Себастиано в Мантуе. О нем часто забывают, а это одна из характерных, необходимых черт центричных храмов и на Руси, и в Италии 6), которые мало подходили для правильного богослужения («нормального культа») и часто оставались храмами ех voto. Замена же купола многогранной «пирамидой» (шатром) достаточно объяснима как архитектурная цитата, отсылающая к христианским архетипам, многочисленным в Европе XII-XIV вв.7)

Тут много общего с архитектурными грезами Ренессанса: высокие арочные галереи, на которые поднимаются марши лестниц, и высокий центричный объем посредине. Коническое перекрытие тоже по-своему характерно для Ренессанса - оно ассоциировалось с античной традицией памятника-обелиска, что наблюдается в многопирамидальных компози­циях де Сангалло.

В более позднем храме в Дьякове план не только геометричен и сло­жен, но получает четкие параллели в реальных постройках Ренессанса и особенно в чертежах к трактатам и в набросках начала XVI в. Параллель­ны и судьбы центричных храмов в Московии и в Италии: там в рядовых постройках видим то же развитие западной и восточной частей, то есть притвора (трапезной) и алтаря, приставляемых к «столпу», и всякого рода обходов (галерей), совершенно необходимых функционально, особенно в зданиях, имеющих важные реликвии, и в многопрестольных сооружениях. Потенциально эта система присутствует и в церкви в Дьякове: достаточно воспринять ее необычные «обходы» как своего рода амбулаторий вокруг центрального столба.

Так ниточка дотягивается до той сложной композиции, которая все еще с трудом завоевывает себе место среди русско-европейских сооружений, до московского собора Покрова на Рву. Здание, как известно, состоит из девяти столпов разной высоты, с наиболее высоким в центре, средними по углам и низкими между ними; центральная башня имеет шатровую кров­лю, остальные состоят из восьмиугольных барабанов под маленькими купо­лами. План геометрически изощрен: это квадрат, ориентированный углами по сторонам света. В единую композицию башни соединяются платформой с внутренними помещениями и проходами в уровне земли, а на главном уровне - галереями. Эти галереи на деле служили крытыми обходами сна­ружи апсид, возвращая нас к идее алтарного амбулатория. Эта черта крайне нетипична для русских храмов и не получит серьезного развития в архи­тектуре вплоть до эпохи патриарха Никона, который введет ее заново, так сказать, «по первоисточнику». Если воспользоваться терминами из европей­ского арсенала (откуда, собственно, они и пришли в русскую науку), то 9 хра­мов собора Покрова, окруженных галереями, можно описать как типичный амбулаторий с включенными в него капеллами.

Одновременно план собора предстанет вариантом одной из популярных схем, разработанных в творчестве Ренессанса: идея иерархии разновысоких элементов, окружающих доминирующий центральный, привлекала многих теоретиков, включая Леонардо. Его наброски планов выглядят подготови­тельными штудиями к разбивке плана собора Покрова на Рву (маленький квадрат, вписанный под прямым углом в больший, на развороте страницы из МS В, с. 1490, Institute de France, Paris).

В архитектурных фантазиях Ренессанса мы находим также хорошо извест­ные примеры высоких арочных галерей, на которые поднимаются по маршам ступеней, с высоким центричным объемом посредине, часто окруженным отдельно стоящими башнями - типа угловых минаретов мечети или медресе.

Покровский собор - своеобразное архитектурное «каприччио», в ко­тором не раз отмечались восточные коннотации. Другой вопрос, как их объяснить. Здание чрезвычайно сложно, можно сказать, уникально и экс­периментально: у него нет серьезных предшественников (раньше строились только храмы с одним шатром). Дух новаторства особенно необычен для архитектурных традиций, исходным пунктом которых является средневи­зантийская архитектура; необычно и сочетание эклектически собранных европейских технических элементов с подчеркнуто артикулированным вос­точным вкусом. Архитектурный язык (декоративный и конструктивный) - это смесь разновременных черт от провинциальной готики до позднего Ренессанса, собранных и смешанных довольно эклектическим образом. Памятник имеет хорошо известные коннотации с храмом Гроба Господня в Иерусалиме, а в сознании европейца начала Нового времени Иерусалим - абсолютно восточный и отчасти мистический город. При этом традиция «архитектурного переноса» святости исключительно западная и в Византии практически не отмечена.

Мы не знаем пока, является ли храм Покрова на Рву творением одного мастера, знакомого с архитектурной Европы или прошедшего европейское обучение, - но его участие мне кажется несомненным. Возможные аллюзии с Востоком не затрагивают ни конструктивной, ни планировочной структуры здания и отнюдь не позволяют увидеть здесь руку строителя с Востока. Они внешние. Но вывести храм из предшествующей русской традиции, не при­влекая ни западных планов и конструктивных приемов, ни аллюзий Востока - сложно. По-видимому, мы имеем дело с неожиданным сочетанием этих фак­торов.

Как же оно могло сложиться? Ключевое слово здесь - ориентализм. В ХVVI вв. он делал только первые шаги, и примеры сознательно ориентализируюших форм в европейском искусстве немногочисленны. Все же можно назвать некоторые примеры - например, в Венеции, художни­ки которой, так же как Да Винчи, искали покровительства экзотических восточных владык, султанов оттоманской Турции или фатимидского Егип­та. Как известно, восточные связи фиксируются и у тех архитекторов, кто работал в Москве: Аристотель Фиораванти строил для Матиаша Корвина венгерского (не мусульманина, но все же вполне экзотического владыки сточки зрения итальянца) и до прибытия в Москву получил приглашение из Стамбула. Некоторые из итальянцев, чтобы попасть в Москву, просто вы­нуждены были проехать по владениям мусульман (как Алевиз Новый через Крым), где иногда привлекались к работе. Это значит, что определенные элементы архитектуры Ренессанса были равным образом привлекательны и для восточноевропейских владык, будь они мусульманами, католиками или православными.

Экзотика восточных культур вдохновляла западных художников. Проводя длительное время при нанявшем их дворе, они вынуждены были приспоса­бливать европейские художественные формы к требованиям восточных за­казчиков и местным условиям, что не могло не породить своеобразного син­теза европейского стиля и местного. Традиция создания таких «синтезов» в ренессансной архитектуре имелась, причем традиция богатая и тесно свя­занная с придворным искусством, каковой, по сути дела, следует признать и область работы итальянцев в России.

Следов этой традиции, однако, не отыскать ни в области реальной прак­тики строительства, ни в каком-то ученом trattato. Скорее, ее следует ис­кать в набросках и в проектах придворных представлений и праздников, а то и в такой странной сфере, как фантастическая кулинария, или съедобная архитектура, - лучшие примеры проектов таких «сооружений» мы находим в работах известного декоратора Николетто да Модена или архитектора Бальдассаре Перуцци.

«Блокнотная архитектура», как известно, была важной отраслью ренес­сансного искусства: Аверлино (Филарете), Серлио, да Винчи и многие другие неустанно рисовали бесчисленные наброски идеальных городов и крепо­стей, огромных многобашенных храмов и экзотических дворцов. При этом они знали, что лишь немногие из них будут реализованы в Европе, и предпо­лагали, что на сказочно богатом Востоке их фантазии смогут обрести плоть. Это, по крайней мере отчасти, и произошло в Московии. До середины XVI в. страна виделась им экономически процветающей и политически относитель­но стабильной. К тому же она активно собирала тех, кто был в состоянии реализовать строительные проекты.

Именно друзья и ученики Аверлино, следуя принципам, заложенным в его идеальной Сфорцинде, спроектировали две линии стен Москвы и перестро­или значительную часть города. Последователи Перуцци, европейцы, воз­можно, и воплотили мечту учителя об экзотическом «ориентальном» храме - в соборе Покрова на Красной площади, прообраз столпов которого мож­но увидеть в многочисленных башенках на его бесчисленных набросках. В этом случае формы Покровского собора могут быть интерпретированы как ранний пример архитектурного ориентализма, как «точка встречи» Востока и Запада.

Для западных путешественников царь Московии в XVI в., разумеется, ассоциировался с Востоком. При этом он отмечал храмом свою победу над казанским ханом - персоной еше более азиатской и экзотической. Со­вершенно естественно также, во всяком случае для европейца, воплощая идею Святого Города, Иерусалима, выразить ее через откровенно восточ­ные мотивы.

Так что неизвестный нам архитектор, кем бы он ни был, проделал за­мечательную работу, материализуя свои личные впечатления и соединив в одном уникальном здании видение Востока и с точки зрения европейца, и с точки зрения своего русского заказчика. Все это означает, что ренес­сансные контакты не были односторонними, что они не только позволили Московии обрести искомую ею визуальную форму культуры нового, евро­пеизированного типа. Москва, в свою очередь, дала итальянским художни­кам редкую возможность воплотить некоторые из их наиболее амбициоз­ных фантазий, ставших реальными сооружениями.

Благодаря этим взаимовыгодным отношениям Москва в течение 70 лет оставалась полем важнейшего творческого эксперимента для ренессансных мастеров. Правда, его результаты оказались скрыты от Европы на сотни лет из-за политических и религиозных противоречий, а также из-за географиче­ской отдаленности русских памятников. Иноземные архитекторы не смог­ли показать своих творений соотечественникам, а интенсивное культурное взаимовлияние не получило обратного движения: мастера из Европы почти никогда не имели возможности вернуться на Запад. Созданное итальянцами и другими европейцами на русской территории осталось уникальным приме­ром, уникальным посланием этих архитекторов будущим поколениям - как соотечественников-итальянцев, так и их русских тюремщиков. Более того, не­обычная, изощренная форма этих визуальных посланий долго не позволяла понять их. Было бы крайне важно установить, как сами мастера воспринимали свои постройки со всеми их техническими новшествами, художественными экспериментами и новыми экзотическими формами, которые они применяли с целью удовлетворить запросы своих новых заказчиков - но источники пока не позволяют нам даже надеяться на это.

 

 

[1]. Публикуется текст доклада с минимальным аппаратом.

2. Веlyаеv Leonid A. Italian artists in the Moscow Rus’ from the Late 15th to the Middle of the 16th century: Architectural Concepts of Early Orientalism in the Renaissance Period // L’artista a Bizancio e nel mondo cristiano-orientale. A cura di Michele Bacci. Pisa, 2007/ P. 269-302.

3. Беляев Л.А. «Восточные влияния» или общеевропейский «ориентализм»? О методических подходах к характеристике исламских элементов в культуре средневековой Москвы // Русь и Восток в IX-XVI веках. М., 2010. С. 18-27.

4. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М., 1937. С. 184: «В городе Бухара бывает ежегодный съезд купцов, приезжающих большими караванами из прилегающих стран - Индии, Персии, Балха, России ... и в прежние времена и из Китая ... но эти купцы так нищенски бедны, привозят так мало товаров, которые вдобавок еще лежат здесь по 2 или 3 года, что нет никакой надежды на то, чтобы завести здесь выгодную торговлю, стоящую дальнейших усилии».

5. См.: Wittkower R. Architectural Principles in the Age of Humanism. London, 1949. Pl.6; Ricci M., Progetti, “restauri” e trasferimenti di conventi domonicani nell’area romana di Magnanapoli: alcuniaspetti inediti dell’opera di Sallustio Peruzzi // Annali di architettura. 7 (1995). P. 50; бессчетные планы XVII в. (Kruger G.S. Designi inediti d’architetture relative alla collezione di Venanzio de Pagave // Arte lombarda, XVI, 1971. P. 282, 293. Ill. 10, 12, 29, 30); Lotz W. Notizen zum kirchlichen Zentralbau der Renaissance // Studien zur toskanishen Kunst. Festschrift fur L.H. Heydenreich. Munich, 1964. P. 157-65. Esp. 158;  Резвина Ю.Е. Центричные храмы Себастьяно Серлио и наследие квадроченто // Архитектура мира. М., 1994. С. 55 и др.; Wittkower R., Architectural Principles in the Age of Humanism. London, 1949. P. 1-28; Lotz W. Notizen zum kirchlichen Zentralbau der Renaissance. In: Studien zur toskanishen Kunst. Festschrift fur L.H. Heydenreich. Munich, 1964. P. 157-65. Esp. 158.

6. Смотри, например, проекты Лоренцо Бинаго (Rovetta А. Тhе Тhеmе оf the Сеntral  Plan in Lorenzo Binago // Аrte lombarda, 134, 2001) и многочисленные планы бессчетных маленьких деревенских церквей в Северной Италии XVII в.

7. Из сравнительно новых и мало пока цитируемых в русской литературе работ на эту тему отмечу: Piva P. Lecopiedel Santo Sepolcro nellOccidente romanico. Varianti di una relazione problematica // (R. Cassanelli, a cura) L’arte del Mediterraneo al tempo delle Crociate. Milano, 2000; Cadei A. Gli Ordini di Terrasanta e il culto per la Vera Croce e il Sepolcro di Cristo in Europa nel XII secolo. In: Arte medievale, 2002 (anno I, n.s.). №. 1. 51-69.

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский