РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

Источник: Черный В.Д. Московский кремль как образ стольного града. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме "Кремли России" (М., 23– 26 ноября 1999 года). Все права сохранены.

Размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

 

В.Д. Черный
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ КАК ОБРАЗ СТОЛЬНОГО ГРАДА

 

Исходные средневековые представления о стольном городе - оплоте власти - связаны, в первую очередь, с оценкой его святости, преемственности престола, силы и величия. Характеристика града в средневековой традиции осуществляется, прежде всего, через личность правителя.

Едва ли не самые первые попытки осмыслить понятие "стольный град" можно отметить в "Слове о законе и благодати" середины XI в. Здесь олицетворением религиозной и государственной власти представлен великий киевский князь Владимир. В заслугу князю Владимиру, уподобленному императору Константину, ставится перенос креста из "града Константина" на Русскую землю, в Киев, и создание там Дома Премудрости Божией (Софийского собора) "на святость и освящение граду". Киев также определяется как "великий" и "богохранимый" град, где был "настолован" и автор "Слова" митрополит Иларион.

Сведения о Московском Кремле отразились в исторических источниках крайне фрагментарно и неравномерно. Особенно много пробелов в освещении начального периода истории Московского княжества (XIII - начало XIV в.). Здесь, в частности, можно отметить попытку великого князя Юрия Даниловича полностью обосноваться во Владимире, куда к нему приходили послы и где в соборном храме был похоронен брат Юрия нижегородский князь Борис Данилович.

Время утверждения общерусского престола в Москве растягивается на полтора столетия. Первыми прецедентами признания Москвы центром митрополии следует признать факты поставления в Москве в 1325 г. епископа в Новгород и захоронения в следующем году митрополита Петра в кремлевском Успенском соборе. Значительное впечатление на со временников .должна была произвести реализация масштабной программы перестройки Кремля, осуществленной в годы правления Ивана Калиты. Хотя прямая общественная реакция той поры на возведение комплекса сооружений нам неизвестна, ее можно предположить по аналогии со "Словом" Илариона, где князь Владимир Святославич и его сын Ярослав за строительную деятельность (постройку церкви Богоматери, Софийского собора, крепости) были удостоены похвалы от своего младшего современника митрополита Илариона:

"...славный град твой Киев величеством яко венцем обложил". Отзвук высокой оценки строительной деятельности Ивана Калиты, направленной на достижение особого статуса Москвы, содержится в Житии митрополита Петра, написанном митрополитом Киприаном в 1380-е гг. Здесь возведение Успенского собора дает основание для прославления Петра и Ивана Калиты, града Москвы "во всех градех русских" и "паче инех князей". Слова Киприана о святости Ивана Калиты, содержащиеся в одном из его посланий, воспринимаются как совокупная оценка деяний великого князя.

Статус стольного града, в том числе Москвы, тесно связан с осмыслением значения городских укреплений. Возведение в 1367 г. белокаменных стен Кремля, которые были в то время единственными каменными в Северо-Восточной Руси, стало одним из самых значительных событий, включенных в официальную биографию Дмитрия Донского (см., в част ности, "Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского"). Об особом внимании современников к этому событию свидетельствуют изображения града Москвы в Архангельском соборе (1399) и на стене одного из зданий князя Владимира Андреевича. Примечательно, что московская крепость сравнивалась в начале XV в. по "качеству и величеству" с главной православной святыней - константинопольским, Софийским собором (Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому). Основной же функцией но вой белокаменной крепости тверской летописец считает стремление московских правите лей с ее помощью приводить всех князей "под свою волю".

Несмотря на очевидное усиление Москвы, вплоть до конца XV в. в источниках прямо говорится о Владимире как столе земли Русской - "мата городов" (см., в частности, "Сказание о нашествии Едигея"). В то же время власть великих князей над Москвой приравнивается к власти над всеми другими русскими городами ("Повесть об ослеплении Василия III"). Москва прямо называется "царствующим градом" в Послании на Угру Вассиана Рыло, созданном в конце XV в. Впрочем, следствием изменившегося в сознании русского общества представления о статусе Москвы можно считать строительство в Кремле нового Успенского собора "в меру" главного владимирского собора. Ведь в еще только строящемся храме (Кривцова-Мышкина) происходит венчание великого князя Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора. Столь же очевидным примером про изошедших изменений в политическом сознании является факт венчания на великое княжение Дмитрия-внука (1498), впервые имевшего место не во Владимире, а в Москве. Таким образом, московский Успенский собор становится "матерью" не только церквам царствующего града, но и "всея великая Русия" ("Сказание действенных чинов"). Венчание Ивана Грозного на царство (1547) только закрепило достигнутое к концу XV в. представление о превращении Москвы в стольный град.

Новый уровень осмысления статуса Московского Кремля связан прежде всего с учреждением в Москве патриаршей кафедры и попыткой утверждения династии Годуновых. Эти идеи нашли свое отражение в так и не реализованном проекте создания "Нового Иерусалима", олицетворением которого должен был стать храм "Святая святых".

Яркое воплощение образ стольного града находит в произведениях изобразительного искусства XVI-XVII вв., особенно в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в. и иконе Симона Ушакова "Насаждение древа государства Российского" (1668), где Московский Кремль олицетворяет Российское государство, а само древо, подобное райскому вертограду, - Успенский собор.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский