РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.booksite.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

  

М.Ю. Хрусталев

ХРАМЫ УСТЮЖНЫ ЖЕЛЕЗОПОЛЬСКОЙ

 

Господи, прости нас грешных. Прости нас, в глухом беспамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших. Прости нас - озлобленных, жестоких и непомнящих родства. И да оживут церкви и храмы Твои, и да восстановится связь времен, и наполнятся светом и любовью души людей, и да возгорится свеча всей Русской земли.

Святой Митрополит Петр, Чудотворец

     

Первые документальные сведения об устюженских городских храмах содержатся в сотной выписи из книги "письма и меры Ильи Ивановича Плещеева да Григорья Зубатово Никитина сына Беспятово" 1567 года1. К тому времени в городе существовало 18 церквей и 2 монастыря ( Рождество-Богородицкий, или Пречистенский, и Ильинский) со слободками. Посадское население Устюжны было - довольно значительным, ремесленным, связанным с обработкой железа, выплавляемого из болотной руды. Не случайно город в то время гордо именовался Устюжной Железопольскою, а большая часть храмов была именно "посадского строения".

Все эти церкви были деревянными и по своим архитектурным формам самыми разнообразными, не отличавшимися от традиционных деревянных культовых построек. По северной русской традиции церквей в приходах стояло по две. В холодных храмах служба велась от Пасхи до Покрова, а в теплых - служили от Покрова до Пасхи. Приход в силу той же традиции получал свое наименование по холодной церкви, которую называли настоящей, в смысле первоначальности, более раннего её построения.

Основная часть храмов была сооружена "клетцки". Такие клетские церкви представляли собой обычную избяную клеть, с прирубами трапезной, алтаря и паперти. Завершала церковь двухскатная кровля и небольшая главка.

Количество храмов не было постоянным. По разным причинам оно менялось. Многие из построек XVI века, а может, и. более раннего времени, исчезли в Смутное время, сгорели в 1609 году2, были разобраны по ветхости и заменены другими.

Начавшееся во второй половине XVII века каменное строительство, в основном на средства вкладчиков, значительно изменило облик города. Изменились и некоторые храмонаименования. Многие древние престолы были превращены в приделы, ибо два деревянных храма заменялись одним каменным. Некоторые из престолов вовсе упразднили или переосвятили во имя других святых и священных событий. Процесс этот продолжался в XVIII-XIX веках. К 1870 году в Устюжне насчитывалось уже 13 каменных церквей. В их архитектуре прослеживается влияние всех архитектурных стилей второй половины XVII -начала XX веков. Надо отметить, что некоторые устюженские храмы ориентированы на архитектуру Казанской церкви, но со своеобразной местной интерпретацией. В основе её - построение храма "кораблем", двухъярусные барабаны типа "восьмерик на восьмерике" с восьмигранными главами, "процветшие" кресты в завершении. Колокольни их были или шатровыми, имея образцом соборную, или выстроенными в классическом стиле.

Возвышаясь над низкой городской застройкой и купами деревьев, храмы создавали тот незабываемый облик города, который остался лишь на старых открытках, фотографиях да в памяти старожилов. Разрушенные ныне до основания, обезглавленные и изуродованные святыни Устюжны стоят молчаливым укором тем, кто пренебрег верой предков и чувством национального достоинства. В не столь уж далекое время снимались кресты и купола с закрытых храмов, сносились высокие колокольни - именно так проводилось рекомендованное ВЦИКом "придание культовым зданиям гражданского вида".

С 1920 года в городе Устюжне действовал уездный подотдел по охране памятников. Если внимательно вчитаться в его записки, решения, циркуляры и распоряжения, то становится ясным, что целью деятельности этого учреждения было уничтожение зданий культа со всем их содержимым.

В краеведческом музее осела лишь мизерная часть тех ценностей, которые наполняли эти храмы и обители. Изображения многих храмов сохранились лишь на подчас единственной фотографии или открытке далеко не лучшего качества и степени сохранности. Ha некоторые из них не найдено вообще никаких иконографических материалов.

Пользуясь при написании статьи различными источниками, автор решил остановиться не только на дореволюционных фотографиях для иллюстрации текста, а и на современных видах немногих сохранившихся церквей города. Не оставим ли мы будущим поколениям обезличенный город, расползшийся по берегам Мологи и ее притоков! Ясно, что варварская эксплуатация церковных зданий Е, ни к чему хорошему не привела и не приведет. Есть над чем задуматься и поразмыслить...

I. ХРАМЫ XVII ВЕКА

Cобор Рождества Пресвятой Богородицы

История Рождество-Богородицкого собора уходит в глубь веков. По всей видимости, в начале своего существования он был приходской церковью, построенной не ранее конца XV века. При ней располагалось небольшое монашеское общежитие, позднее оформившееся в монастырь. Поскольку храм размещался на территории посада, то при нем находили приют и упокоение многие поколения посадских людей. Монастырь представлял собой группу келий, стоявших около Рождество-Богородицкой церкви, возможно, обнесенных низкой деревянной оградою. Особенностью его было то, что обитель являлась смешанною, мужскою и женскою вместе, под управлением игумена. Хотя определение Собора 1503 года и воспрещало жить в одних монастырях инокам и инокиням, отзвуки этой практики продолжали сохраняться на Русском Севере даже в XVII веке.

В монастыре, располагавшемся на правом берегу речки Ворожи, возвышались два храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого; Патриарха Александрийского. В первой из них, деревянной "на взмоете"3, с папертью, кроме главного престола, имелись приделы Великомученика Георгия и Мучеников Флора и Лавра. Вторая церковь была теплой, трапезной, деревянной, строенной "клетцки"4. Построенная, по преданию, на средства, выделенные Государем всея Руси Иоанном III из государевой казны, она была посвящена небесному покровителю Великого Князя. В Рождество-Богородицком соборе среди прочих икон находился явленный местночтимый образ Богоматери Одигитрии, прославленный чудо-творениями и исцелениями, позже, в 1609 году, спасший город от нашествия поляков5. На небольшой деревянной "колокольнице" висело всего два колокола и помещались боевые часы, за которыми следил часовой мастер "Некраско-часовик"6. Вокруг монастыря располагалось сорок келий. Специальным указом Царя Иоанна IV планировалось перевести монахинь к церквам Вознесения и Космо-Дамиановской на всполье, где было решено их поселить, и ограду "заметом оградити"7.

В 1597 году Рождество-Богородицкий монастырь уже не существовал как мужской, в нем проживали одни монахини. Главный храм его был выстроен вновь деревянным, на каменном фундаменте ("на каменное дело"). В начале царствования Михаила Федоровича Романова обитель была упразднена окончательно, а её храм стал приходской и соборной церковью. К прежним трем приделам добавлены были ещё три: во имя Сретения Господня, Владимирской иконы Божией Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы8. Таким образом, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1622 году, заменила монастырь.

Взамен сгоревшего в 1677 году деревянного храма 30 мая 1685 года заложили фундамент нового каменного собора, а 6 сентября 1691 года его уже освятили. Каменный храм был выстроен пятиглавым, с пристройкою к главной холодной церкви трапезной и четырех приделов, выстроенных позже. Придел же Святых Флора и Лавра упразднили вовсе. Стоимость нового здания составила 930 рублей. Из них 530 рублей пожертвовал царский духовник, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле Меркурий Гаврилович - уроженец Устюжны; 200 рублей поступило от горожан. Ещё 200 рублей - из устюженских таможенных сборов и кружечного двора по указам Царей Иоанна и Петра Алексеевичей. На западной стене собора укрепили храмоздательную доску с надписью темперными красками9. Из пяти глав центральная была световой, открытой внутрь храма. В 1872 году все главы покрыли белой жестью и позолотили. Приделы во имя Великомученика Георгия и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в том же году разделили ризницей, которая поместилась на паперти. Кроме них, в теплой церкви имелись приделы во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и Благовещения, созданные в 1721-1730 годах. Декор храма близок аналогичному декору ярославских посадских храмов конца XVII века. Именно они послужили образцами для многих церквей в пограничных с ярославскими землями районах. В интерьере собора сохранился высокий пятичиновый иконостас работы мастеров московской Оружейной палаты. Среди его икон произведения "Кирилла Иванова сына Уланова"10. На западной стене собора сохранены иконы конца XVI-начала XVII века деисисного чина прежнего деревянного Рождество-Богородицкого собора. Стилистические особенности и колорит выдают почерк столичных изографов11. В конце XVII века отдельно от собора с юго-западной стороны была воздвигнута величественная колокольня, увенчанная шатром с тремя ярусами слухов. Основу её звона составляли колокола русского и голландского литья. Среди них выделялся Большой колокол весом 120 пудов, бывший вкладом протопопа Меркурия Гавриловича на помин души. Остальные колокола распределялись по своему назначению и весу следующим образом: Полиелейный - весом 102 пуда 28 фунтов, вседневные - по 64 пуда 12 фунтов, 32 пуда, 25 пудов. Завершали звон зазвонные колокола весом по 4 пуда каждый. Соборной колокольней восхищался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь, относивший её к числу лучших в России. По данным музейного архива Устюжны, ликвидация колокольни, центральных ворот и ограды собора была произведена в конце 1936 - начале 1937 года. В основание колокольни на место выбитых кирпичей были вставлены бревна, которые затем подожгли. Когда бревна сгорели, лишенная опоры красавица-колокольня рухнула под берег речки Ворожи. Ныне ее место отмечает лишь небольшой холмик.

Хотя Рождество-Богородицкий собор оставался действующим до середины 30-х годов, дни его были сочтены. В 1935 году было утверждено закрытие храма. Хотя община и обжаловала решение областного исполкома в суде, тем не менее этот вопрос не был снят с повестки. Жаловаться в условиях усиления нетерпимости к верующим и репрессий оказалось делом безрезультатным. Гонители на местах превосходили своим усердием столичных...

5 апреля 1936 года собор Рождества Богородицы был закрыт12 и в том же году передан музею под экспозицию. Каменные часовни с южной стороны соборной ограды постройки 1842 и 1892 годов (последняя - во имя Святителя Николая - построенная на пожертвования горожан и духовенства г. Устюжны в память спасения Императора Александра III и его семьи) были сданы в 1936 году под ларьки для продажи пива и воды13. Только с 1936 года в соборе расположился местный краеведческий музей, существующий там и поныне. Здание требует капитальной реставрации и для музейных экспозиций совсем не приспособлено. Из-за нарушения гидроизоляции фундаментов, ветхости кровли и водостоков стены храма пропитываются водой. Разрушается юго-восточный угол правого придела; здание требует срочного ремонта.

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери

На одной оси с Рождество-Богородицким собором, в конце бывшей Большой Московской улицы, на Казанском кладбище находится храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Впервые она упоминается под 1547 годом с посвящением Рождеству Христову. Храм был деревянным, построенным "клетцки" прихожанами. Находился он "на всполье", в конце города. К началу XVII века о церкви уже нет сведений: по всей видимости, она была упразднена по ветхости, а на её месте поставлена часовня. Через 21 год после третьей переписи вместо церкви Рождества Христова "на новом месте за посадом" жителем посада г. Устюжны Михаилом Семеновым Олончанином по обету строится храм в честь Явления Казанской иконы Богоматери с приделом Великомученицы Екатерины. Поводом к его построению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный посох14. Храм этот простоял недолго и в 1660 году дотла сгорел от удара молнии. По благословенной грамоте митрополита Новгородского Корнилия, данной в 1675 году, разрешалось построить новый деревянный храм во имя Преполовения Пятидесятницы с приделом Богоматери Казанской, холодный, и храм во имя Царевича Димитрия с приделом во имя Великомученицы Екатерины, теплый15. Церкви эти считались кладбищенскими, а потому были бесприходскими.

Только в 1694 году Казанская церковь была построена в камне, на средства Григория Димитриевича Строганова, который вел значительные торговые дела в Устюжне. Прежние деревянные церкви были проданы за 130 рублей Троицкому и Васильевскому приходам и поставлены на их территории.

С левой стороны Казанской церкви, одновременно с ней, построили придельный храм во имя Великомученицы Екатерины. Правый придел, во имя Священномученика Антипия, пристроили в середине XIX века в том же стиле. Казанский храм - один из пяти храмов, принадлежащих к "строгановскому" барокко16. Основой его, переосмысленной в России, послужила архитектура общественных и церковных сооружений Нидерландов и Бельгии.

Восьмигранные главы, увенчанные "процветшими" крестами, поставлены на двухъярусные, восьмигранные барабаны, обработанные филенками и окаймленные карнизами сложного профиля. Средний барабан является световым, открытым внутрь храма. Сложный декор в сочетании с белокаменной резьбой заполняет фасады храма. Основным мотивом служит виноградная лоза - символ Новозаветной церкви. В 1764-1767 годах мастером Петром Белавиным была выстроена каменная шатровая колокольня по аналогии с соборной. Окружающую Казанское кладбище каменную ограду соорудили уже в середине XIX века. В западной её части расположены высокие трехчастные ворота с иконой Спаса Нерукотворного.

В интерьере Казанской церкви сохранилась фресковая роспись 1756-1757 годов, созданная ярославскими мастерами. На арке прохода в северный придел сохранилась надпись об этом событии. В 1899 году фреску были реставрированы художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным, С. Ф. Чуприненко. В основном росписи относятся к христологическому циклу с введением сюжетов притч, Деяний апостольских, богородичных сюжетов. Иконостасы главного храма и приделов относятся к более позднему времени.

После 1917 года храм оставался действующим, не считай кратковременных его закрытий в 1937 году и в годы войны17. В начале 70-х годов храм был капитально отремонтирован, а колокольня выпрямлена трудами протоиерея В. Ф. Рассказовского. Нынешнее состояние Казанской церкви внушает опасения. Из-за неправильно устроенной отмостки кирпичная кладка до сводов пропитана водой и засолена. Отпадает от стен левкас вместе с фресками, на которых к тому же выступает емчуга. Разрушается живопись иконостасов во всех приделах. Совершенно не оправдывает себя окраска стен и сводов Антипьевского придела масляной краской. Постоянно заливает площадку звона колокольни, а сама она вновь начала наклоняться Пока ещё можно все исправить, но может оказаться и поздно. Нелишне помнить, что таких храмов в России всего пять!

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

На правом берегу Ворожи располагается одна из красивейших церквей города - Благовещенская. До постройки каменного храма на этом месте сменилось несколько церквей. Первый деревянный храм, выстроенный на средства прихожан посада, появился здесь еще во время царствования Иоанна IV. В сотной выписи 1567 года упоминается за речкою Ворожею "монастырь Благовещенский общий". В нем была церковь Благовещения, теплая, с трапезою и приделом в честь Входа Господня в Иерусалим. Среди прочих сооружении: колокольня, "на столбех", с четырьмя колоколами, хлебня, четыре братских кельи18. Число монашествующих было невелико. Затем обитель по неизвестным I причинам стала женскою, а к концу XVI века её вовсе не стало.

По описи 1597 года вновь упоминается деревянная церковь Благовещения на всполье, в конце города. Мимо нее шел вал, укрепления посада, а на церковь выходили благовещенские ворота19.

После разорения Шалочского Успенского монастыря поляками в 1612 году его игумен Вассиан просил место в городе Устюжне, куда можно было бы перевести обитель. Данная воеводы Ивана Урусова 1614 года сообщает: "...дали Пречистые Богородицы Успения Шалоцкого монастыря игумену Вастьяну с братьею, на Устюжне Железопольской, место, где игумену Вастьяну с братьею поставить храм Благовещение Святей Богородицы и монастырь, кельи и ограда поставити, из Устюжских посадских людей огородных мест, по речке по Вороже..."20. К новому монастырю приписали землю на посаде, "что была изстари церковная пашня Благовещения Святей Богородицы приходские церкви..."21. Место, где стояла Благовещенская церковь, в то время было пустым, поскольку в 1609 году, во время осады Устюжны поляками, храм был разобран, так как находился слишком близко к крепостной стене и мог загореться. Все его имущество было передано на хранение выборным посадским людям. Воевода Иван Урусов разрешает взять его игумену Вассиану с братией "...в новой монастырь к Благовещенью Святей Богородицы, для их великие церковные скудости, чтоб царское богомолие впусте не было..."22. Когда шалочские монахи вернулись обратно на Шалочь, неизвестно. Во всяком случае новая каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была выстроена в 1694 году уже "тщанием прихожан и доброхотных дателей".

Кроме главного престола во имя Благовещения в холодном храме, имелись ещё два в теплом: во имя Архистратига Михаила и Святителя Димитрия Ростовского. Архитектурный облик храма несколько необычен. В плане он представляет собой "корабль", что имеет свое символическое значение. На сомкнутый свод поставлено пять . двухъярусных восьмигранных барабанов, увенчанных "процветшими" крестами. К низкой теплой церкви примыкает колокольня типа "восьмерик на четверике", утвержденная на четырех каменных столбах. Шатер её несет традиционный набор слухов в три яруса. Оконные проемы основного объема храма и трапезы обрамлены кирпичными наличниками и венчаются двухскатными сандриками. Карниз, окаймляющий храм, имеет сложный профиль. При реставрации 1978 года восстановлена первоначальная полихромная раскраска декора храма 23.

До 1935 года церковь оставалась действующей. Просто удивительно, как ее не коснулась рука разрушителей. В 1936-1937 годах в ней был устроен склад муки24. Затем поочередно ее занимали: в 1940 году - склад льнопродукции25, в 1944 году - склад грибов и ягод26, в 1945 году - склад зерна27. И наконец, в 1958 году Благовещенская церковь была передана музею. Во второй половине 70-х годов была начата реставрация храма, но до настоящего времени не закончена из-за недостатка средств.

II. Храмы рубежа XVII - XVIII веков

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Сретенская)

      На рубеже веков в Устюжне было заложено еще несколько храмов, строительство которых растянулось до XVIII века в силу различных обстоятельств. Многие из этих церквей позже неоднократно перестраивались, меняли внутреннее убранство и внешний облик.

Среди них выделялась группа храмов, построенных близ вала, окружавшего посад. Ныне на их месте расположены: городской рынок, дом быта, магазины "Спорттовары" и "Книги", бывшая автостанция и подъезды к мосту через реку Мологу.

Наиболее монументальной среди них была Петропавловская церковь. В XVI веке в Петропавловском приходе числилось два деревянных храма: во имя Апостолов Петра и Павла с приделом Мученицы Параскевы Пятницы, холодный, и второй, теплый храм во имя Сретения Господня, построенный "клетцки" с папертями28. По описи 1597 года вместо этих двух церквей значится новый деревянный шатровый храм с теми же приделами, что и прежние. В конце XVII - начале XVIII веков строится низкая церковь во имя Сретения Господня, теплая, с приделом во имя Святого Иоанна Златоуста. На следующем строительном этапе над нею возводится второй этаж, где размещается холодная церковь во имя Апостолов Петра и Павла с приделом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все строительство завершается в 1748 году, а весь храм полностью освящается. Церковь была прямоугольною в плане, с алтарным выступом с восточной стороны. Не исключено, что храм имел нарядный декор на фасадах, позднее стесанный, и венчающее пятиглавие, от которого к ХIХ веку осталась одна глава. С западной стороны в середине XIX века пристроили каменную, трехъярусную ампирную колокольню, завершенную невысоким шпилем.

Внутреннее убранство храма, его иконостасы были выполнены в стиле русского барокко. Отличались красотою Царские врата холодной церкви Петра и Павла (в экспозиции УКМ). Оттуда происходит и икона "Троица ветхозаветная" кисти знаменитого иконописца Кирилла Уланова. Это почти единственное, что сохранилось от храма. Церковь продолжала действовать до 1935 года, когда был поднят вопрос о её закрытии29, и к 1936 году община при ней ликвидируется. С 1939 по 1949 годы в храме размещалась пекарня, а само здание было наполовину сломано и переделано30. Позже при строительстве моста через реку Мологу остатки Петропавловской церкви были уничтожены совсем.

Церковь Спаса Преображения (Никольская)

      Слева от Петропавловской церкви находилась одна из наиболее интересных церквей города - Николо-Преображенская - с отдельно стоящей восьмигранной колокольней. На самой ранней стадии своего бытия она также имела два храма, что подтверждает выписка из сотной 1567 года. Первый храм во имя Святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца, был холодным, а второй - во имя Преображения Господня - теплым. Оба храма были построены на средства прихожан, срублены "клетцки", с папертями. Позже к Николаевской церкви прибавляется придел во имя Богоявления Господня. В начале XVII века храмы украшаются утварью, иконами и книгами. На колокольне появляются четыре колокола. В самом конце XVII века вместо них закладывается каменная церковь во имя Преображения Господня. По неизвестным причинам строительство затянулось, и освящена она была лишь в 1731 году. Архитектура её, типа "восьмерик на четверике", была довольно распространённой. В холодной Преображенской церкви находился пятиярусный барочный иконостас 1739 года, созданный "по обещанию" некоего Федора Михайловича Посникова31. Храм окружала ограда на каменных столбах с коваными решетками. Особенно эффектно смотрелся его силуэт со стороны реки Мологи. В 1936 году церковь Спаса Преображения была закрыта, несмотря на протесты верующих32. Вандалы XX века приступили к её уничтожению. Сначала, в 1937 году, храм и его иконостасы были сняты с учета как памятники искусства и признаны "не имеющими ценности"33. В 1941 году Преображенскую церковь Устюженский горфо продал на слом Устюженскому витаминкомбинату. До основания она и была снесена в 1943 году34. Ныне о ней не напоминает ничто.

III. Храмы XVIII века

Церковь Воскресения Христова в Зарядье

      Воскресенская церковь отмечает место древнего Ильинско-Воскресенского монастыря, стоявшего на левобережье речки Ворожи. Мужская обитель существовала там уже в 1545 году, когда в ней упоминается игуменом Иннокентий. По сотной 1567 года в монастыре значилось две церкви. Главная монастырская церковь, во имя Пророка Илии, была деревянная, "верх с папертью", ружная. На неё шло денежной руги десять рублей из приказу Угличского дворца. Вторая церковь, теплая, в честь Воскресения Христова. В приходе монастыря находились селище Ганьково и деревня Хотыль. Moнастырь занимал выгодное положение на Торговой площади города, за торговыми рядами. В конце XVI века о нем говорилось: "На площади, в зарядье, монастырь Ильинский общей"35. В это время к холодной Ильинской церкви прибавляются два придела: во имя В: Рождества Иоанна Предтечи и Василия Блаженного..

Во время очередной переписи Ильинский монастырь, "в зарядье на площади", уже именуется Воскресенским. К прежним строениям добавляются колокольня, "рубленная на онбаре", на которой висело пять Колоколов и клепало, восемь келий для монашествующих, келия хлебная и келия казенная36.

      Монастырь был упразднен при введении Штатов 1764 года, а церкви обращены в приходские. Вместо них в 1773 году была выстроена каменная церковь Воскресения Христова, холодная, с теплыми приделами во имя Пророка Илии и Василия Блаженного. Позднее, в I половине XIX века, теплую церковь удлинили к западу и над притвором воздвигли классическую четырехъярусную колокольню. Колокола разместились в третьем ярусе. Второй ярус колокольни с каждой стороны имел шестиколонный портик. На северо-западном углу ограды соорудили каменную часовенку. В линию ограды входили трехчастные ворота и лажи на каменных столбах с южной стороны.

      Храм был закрыт уже в 20-е годы нашего, времени. Сломали венчающее пятиглавие, ограду, оставили два яруса от колокольни. С ноября 1935 года по конец 70-х в церкви размещался кинотеатр.

Воскресенская церковь имеет четкий и строгий план со слабо выраженным трехчастным членением полукружия апсиды. Средний барабан также световой, сами барабаны двухъярусные - типа "восьмерик на восьмерике". Восьмигранные купола венчались крестами "процветшей" формы. Эта церковь как бы знаменует собой конец эпохи барокко в устюженской провинции.

Начатая реставрация церкви прекращена из-за недостатка средств, здание продолжает разрушаться.

Церковь Воздвижения Креста Господня

      Первоначально этот храм располагался на древнем устюженском городище, при впадении реки Ижины в реку Мологу. По преданию, выстроен он был на средства, выдел-енные Царем Иоанном IV из государевой казны, на месте бывшего языческого капища бога Купалы. Все иконы храма (Деисис "на празелени", Царские врата), железное клепало также были пожертвованы Иоанном IV. Через два Выгода после переписи 1597 года37 Устюжна испытала эпидемию "моровой язвы". Вся заижинская сторона вымерла, и храм Воздвижения остался пустым, служить в нем и молиться было некому. Приход его временно перевели к церкви Великомученика Димитрия Солунского. К 1626 году церкви Воздвижения Креста уже не существовало. По всей видимости, она естественным образом обветшала и "разрушилась. Храм того же имени, снова деревянный, был выстроен уже на новом месте, западнее городища, на правом берегу реки Мологи. Был он теплым, с приделом во имя Всех Святых. Строителем его выступал диакон Давид Яковлев. Во время массового строительства второй половины XVIII века возведен в камне и Кресто-воздвиженский храм. Произошло это в 1768 году усердием прихожан и на добровольные пожертвования. В память прежнего в нем был устроен придел во имя Всех Святых. Храм был небольшим, кубическим, пятиглавым, с четырехскатным покрытием. Венчали его "процветшие" кресты. Колокольня храма напоминала Никольскую. Приход Крестовоздвиженской церкви был бедным и малочисленным, поэтому с 1852 года церковь была причислена к Богородице-Рождественскому собору.

Нам неизвестно, как долго храм оставался действующим после 1917 года. Во всяком случае, в 1939 году он был полностью разрушен38.

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов (Успенская)

      На левобережье реки Мологи, на низкой надпойменной террасе расположены еще два выдающихся архитектурных сооружения города: церкви - Свято-Духовская и Христорождественская.

На месте Свято-Духовской церкви в XVI веке стояло два храма: холодный - в честь Успения Богородицы, и теплый - в честь Введения Богородицы. Оба они были деревянными, построенными "клетцки", с папертями. Местность вокруг них называлась Успенским концом. Сколько простояли эти церкви, когда они возобновлялись, неизвестно. Во всяком случае,- не менее двух-трех раз. На их месте в 1781 году на средства прихожан была построена каменная церковь в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. При ней, в трапезной, устроили теплую церковь с приделами Успения Богородицы (в память прежнего храма) и Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста)39. Декор фасадов, архитектурные особенности и венчающее пятиглавие были традиционными для Устюжны. Позднее, в начале XIX столетия, к храму пристроили пятиярусную колокольню с колоколами в четвертом ярусе. Каждый ярус её был украшен колоннами, а в самом верхнем находились боевые часы с циферблатом. Необычным был венчающий колокольню многометровый шпиль. Своими пропорциями он напоминал шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Во второй половине XIX века выстроили каменную ограду с трехчастными воротами с западной стороны. По воспоминаниям старожилов-устюжан, с 1939 года церковь была занята пищепромом40.

Колокольня же, как вспоминают жители, была обрушена в 1939 - 1940 годах.

Так и стоит Успенская церковь по сей день, лишенная колокольни, пятиглавия, с захламленной территорией, с дощатым забором вместо каменной ажурной ограды.

Церковь Рождества Христова (Покровская)

      История Христорождественской церкви, стоящей ниже Духовской по течению реки Мологи, известна с XVI столетия. В то время здесь стояла церковь в честь Покрова Божией Матери. Строения она была деревянного, "вверх", с папертями. Равно как и другие храмы города, строили её на средства прихожан посада. В конце 80-х годов XVI века к ней добавили придел во имя Рождества Христова, около церкви построили келий для нищих, которые жили почти при каждой городской церкви, питаясь подаянием. Таковою Рже церковь оставалась и в XVII веке41. Только вместо бывшего придела Рождества Христова построили храм того же наименования.

29 марта 1774 года грамотою Преосвященного Антония, епископа Олонецкого и Каргопольского, разрешено было вместо двух ветхих деревянных церквей XVI-XVII веков построить новую каменную церковь в честь Рождества Христова, холодную. При ней выстроили теплые приделы в честь Покрова Богородицы и Владимирской иконы Богоматери. Закончена новая постройка была в 1781 году и тогда же освящена. Первоначальная шатровая ее колокольня, построенная в 1802-1805 годах, вследствие технических просчетов оказалась недолговечной. Колокола с нее были сняты 13 января 1827 года и повешены на столбах. Начатая в 1829 году кладка новой колокольни закончена была в 1832 году - она стала трехъярусной. Прежние, современные постройке церкви иконостасы к XIX веку не сохранились. Новый, четырехъярусный, столярной работы иконостас в "византийском" стиле был создан в 1854 году на средства прихожан. Придельные иконостасы, резные и позолоченные, существовавшие с 1834 года, окрасили в 1880 году на средства ктитора храма - купца Василия Павловича Проскурякова. Осыпавшаяся в холодной церкви Рождества Христова фресковая роспись заново была переписана в 1885 году на вклад Василия Михайловича Дьякова. Также поновили в 1886 году роспись на пожертвования Евдокии Гавриловны Проскуряковой и того же В. М. Дьякова. Перестройки начала XX века были незначительными и коснулись в основном паперти, полов и окон. В то же время живописцем из г. Рыбинска Александром Ушаковым написаны в клеймах различные богородичные сюжеты, мученицы Евдокия и Варвара, преподобный Иаков Боровичский. И, наконец, в 1907 году сделали паперть и покрыли алюминием главы42.

После 1917 года церковь продолжала действовать. Во всяком случае, Слово Божие продолжало возвещаться в ней даже в 1939 году43, когда все городские храмы были уже закрыты. Но пришел черед и этой церкви: разобрали колокольню, уничтожили иконостасы, почти всю ограду. Храм долгое время занимают разные организации, территория вокруг церкви захламлена, стены внутри закопчены, разрушаются быстрыми темпами главы и элементы декора. Выход видится в одном - вернуть храм истинному хозяину, Церкви, тем более что левобережье - это почти половина города Устюжны.

IV. ХРАМЫ XIX ВЕКА

      Каменное строительство не закончилось в XVIII веке, хотя храмы последующего времени принадлежат уже иным архитектурным формам. В них преобладают элементы классического декора.

Церковь Преполовения Пятидесятницы на Преполовенском кладбище

      Храм располагался на новоотведенном в начале XIX века Преполовенском городском кладбище (иначе Васильевском). В древности это была территория Троицкого и Васильевского приходов, что в "Троицком конце". Там же, на старом тракте, на выходе к нему стояли два деревянных храма: во имя Святителя Василия Кесарийского и Мученика Мины, оба построены "клетцки" с папертями. К началу XVII века место было уже пустым, и о храмах не упоминалось. По всей видимости, они были сожжены в 1609 году во время польской интервенции.

В 1800 году на месте, где прежде стояли эти храмы, воздвигли каменную Преполовенскую церковь на средства, собранные среди горожан, поскольку кладбище было общегородским. Позже её украшением занимались представители рода Поздеевых, фамильные погребения которых есть на кладбище. Церковь считалась бесприходскою. Кроме главного престола, в церкви имелись придельные, расположенные в теплой церкви: во имя Святителя Василия Великого, Мученика Мины, Благоверного Князя Михаила Тверского44.

В плане храм представлял собою квадрат с вытянутой к западу теплой церковью. На "четверик" храма был поставлен "восьмерик", увенчанный полусферическим куполом с небольшим восьмигранным двухъярусным барабаном и главкою. С западной стороны в связи с храмом возвышалась стройная шатровая колокольня. Выглядывающая из-за деревьев кладбища и стоявшая на возвышенности белая церковь как бы парила в воздухе.

На её фоне ярким красным пятном выделялась маленькая церковка во имя Святителя Василия Великого (престол которой был прежде приделом Преполовенской церкви) постройки начала XX века. Строенная из красного кирпича, с полусферическим куполом и луковичной главкой на нем и на крыше алтаря, арочной звонницей, церковка была необыкновенно хороша. Само кладбище, обнесенное каменной оградой, напоминало тихие сельские погосты.

Снесена была церковь Преполовения в 1939 году45. Ныне на ее месте груды битого кирпича и торчащие в разные стороны кованые железные связи. В обезображенном Васильевском храме в 1939 году размещался склад общества "Союзкожа"46, склады других организаций. Сейчас церковь представляет собой жалкие руины.

Церковь Вознесения Господня на всполье

      Когда-то в XVI веке здесь проходила граница города, дальше которой простирались поля, сады и огороды горожан. Приходскими были две церкви, построенные прихожанами. Одна из церквей, холодная,- во имя Святых Бессребреников Космы и Дамиана, вторая, теплая,- в честь Вознесения Господня. Обе церкви также являлись деревянными, построенными "клетцки"47. Именно к этим храмам собирались перевести монахинь из Рождество-Богородицкого монастыря, но так и не сделали этого по неизвестным причинам. Деревянные храмы существовали долгое время, меняя лишь свои размеры, но оставаясь того же имени.

Вместо них в 1807 году выстроили каменную церковь в честь Вознесения Господня на всполье, холодную. В теплой, придельной церкви, престолы были посвящены Бессребреникам Косме и Дамиану, и Преподобному Феодосию Тотемскому. На приземистый четверик была поставлена ротонда с полуциркульными окнами и полусферическим куполом. Алтарная апсида представляла собой как бы отдельное архитектурное сооружение. Пятигранная в плане, она также имела полусферическое покрытие с главкой. К северному и южному фасадам храма примыкали четырехколонные портики с развитым антаблементом. Верхние части колонн заканчивались капителями коринфского ордера. Традиционный "процветший" крест завершал все здание. В связи с храмом построена и колокольня. Вокруг Вознесенской церкви имелось обширное старое кладбище, окруженное каменной оградой с башенками. Прототипом для храма послужила Преполовенская церковь48. Пережившая "революционные" потрясения церковь была закрыта в 1936 году, а в 1939 году ее начали ломать49, разрушив до основания. На месте Вознесенской церкви ныне пустырь, по которому проходит улица Интернациональная, застроенная серыми пятиэтажными домами, и довольно грязная.

Церковь Великомученика Димитрия Солунского

      Храм с этим наименованием стоял когда-то на правом берегу реки Мологи. На месте его - городская застройка. Равно, как и Крестовоэдвиженская церковь, Димитриевская была выстроена на средства, выданные из царской казны Царем Иоанном IV Грозным. Первоначально построили ее из дерева, "клетцки", с папертями. При ней на средства прихожан была поставлена теплая церковь во имя Симеона Столпника. На небольшой колоколенке имелось всего два колокола. По переписи 1626 года известно, что вместо прежней стояла уже новая церковь, построенная на вклад диакона Ивана Омельянова.

С западной стороны храма в древности проходил городской вал с укреплениями, окружавший территорию устюженского посада. На церковь выходили Димитриевские ворота. Именно сюда, на стену острога, вынесли устюженцы чудотворную икону Богоматери Одигитрии в 1609 году, спасшую гор.од от поляков. На этом месте в 1828 году на средства жертвователей начали строить каменную церковь во имя Димитрия Солунского. Храм завершало купольное покрытие с двухъярусным барабаном. Кроме главного престола в холодном храме, было еще два - в теплом: во имя Симеона Столпника и Мученицы Анисий. Вследствие малочисленности прихода Димитриевскую церковь во второй половине XIX века приписали к ближайшей Преполовенской церкви50. Наряду с другими храмами города Димитриевская церковь - памятник воинской доблести устюженцев, была просто так уничтожена до основания в 1939 году51.

Церковь Святой Живоначальной Троицы

      В том же XVI веке в Троицком конце города имелись еще два деревянных храма: холодный,- в честь Святой Троицы, и теплый,- во имя Жен Мироносиц, построенные "клетцки", с папертями. Обновившись за два столетия около трех раз, эти храмы были заменены каменной церковью. Новый храм представлял собою высокий "четверик" с портиками со всех сторон, завершенными треугольными фронтонами. На своде "четверика" был поставлен "восьмерик" с куполом и главой на круглом двухъярусном барабане. Окна "восьмерика" обрамляли парные пилястры. Начало ее строительства также относится к началу XIX столетия. Церковь в честь Святой Троицы, перестроенная в 1828 году (перестроили колокольню и теплую церковь), имела приделы во имя Жен Мироносиц и Апостола Иоанна Богослова. Перестройки второй половины XIX века добавили только крыльцо-тамбур с южной стороны52.

Переоборудованная в 1939 году под завод53 церковь понесла ощутимые утраты: снесена колокольня, уничтожены портики северного и южного фасадов, стесан декор, ликвидировано завершение храма. Территория вокруг захламлена. Лишь на старых фотографиях видно, насколько красив был этот пологий берег при впадении Ижины в Мологу. Живописную группу образовывали храмы Преполовенского кладбища с храмом Святой Троицы, собиравшие вокруг себя всю низкую деревянную застройку Троицкого конца. История гибели храмов города Устюжны не исключение, она типична для постреволюционной России. По всей стране в те же годы шло уничтожение храмов и монастырей, культурных ценностей. Вандализм этот не оправдать ничем.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рыбаков А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С. 16. 

2 1609 год - осада г. Устюжны польским отрядом под предводительством пана Микулая Касаковского. 

3 "На взмоете" - крытое, высокое крыльцо с западной стороны с переходами или идущею от него по северной стороне в северные двери крытою галереею. 

4 Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 25-26. 

5 Смоленская икона Богоматери Одигитрии, чудотворная, находится в местном чине иконостаса Богородице-Рождественского собора г. Устюжны. 

6 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 26. 

7 Там же. С. 27. 

8 Там же. С. 28. 

9 Апсида - выступ с восточной стороны храма, в котором размещается алтарь. 

10 Уланов Кирилл Иванович (в монашестве Корнилий, впоследствии игумен Троице-Кривоезерской пустыни) - русский иконописец XVII века. Писал иконы для Богородице-Рождествевского собора и церкви Петра и Павла в г. Устюжне. 

11 Деисисный чин ("дейсис" в пер. с греческого - "моление", в русском православном сознании - "домостроительство Христово"; в России трансформировалось в "деисус") - 2-й чин иконостаса. 

12 Устюженский краеведческий музей (далее - УКМ). Ф. 3. К. 1. Д. 3/2. 

3 Там же. Д. 3/2. 

14 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 65. 

15 Поливин Е. Монастыри и церкви в Устюжне Железопольской // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. Книга пятая. СПб., 1863. С. 42-49. 

16 Введенский собор в г. Сольвычегодске, церковь Собора Богоматери в г. Нижнем Новгороде, церковь Смоленской Богоматери в с. Гордеевке, церковь Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой Лавре. 

17 УКМ. Ф. 3. К. 1. Д. 3/2. 

18 Поливин Е. Указ. соч. С. 40-41. 

19 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 59. 

20 Летопись занятий Археографической Комиссии за 1895-1899 гг. Выпуск 12. СПб., 1901. С. 52. 

21 Там же. С. 52. 

22 Там же. С. 52. 

23 Рыбаков А. Указ, соч. С. 51. 

24 УКМ. Ф. З.'К. 1. Д. 3/2. 

25 Там же. Д. 3/3. 

26 Там же. Д. 3/2. 

27 Там же. Д. 3/3. 

28 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 60. 

29 УКМ. Ф. 3. К. 1. Д. 3/2. 

30 УКМ. Ф. 3. К. 8. Д. 9/2. 

31 Поливин Е. Указ. соч. С. 41-42. 

32 УКМ. Ф. 3. К. 1. Д. 3/2. 

33 Там же. Д. 3/2. 

34 Там же. К. 8. Д. 9/2. 

35 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 52. 

36 Там же. С. 54. 

37 Поливин Е. Указ. соч. С. 71. 

38 УКМ. Ф. З.К. 1. Д. 3/2. 

39 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 71. 

40 УКМ. Ф. 3. К. 1. Д. 3/2. 

41 Поливин Е. Указ. соч. С. 49-50. 

42 УКМ. Ф. 3. К. 67. Д. 7 

43 Там же. К. 1. Д. 3/2. 

44 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 74. 

45 УКМ. Ф. 3. К. 1. Д. 3/2. 46 Там же. 

47 Поливин Е. Указ. соч. С. 40. 

48 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 58. 

49 УКМ. Ф. 3. К. 1. Д. 3/2. 

50 Поливин Е. Указ. соч. С. 30-40. 

51 УКМ. Ф. 3. К. 1. Д. 3/2. 

52 Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 61-62. 

53 УКМ. Ф. 3. К. 1. Д. 3/2.

  

   

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский