РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Юдин А.Б. Каменное строительство в Николаевском Корельском монастыре в XVIIXVIII вв. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.saminfo.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

А.Б. Юдин

Каменное строительство в Николаевском Корельском монастыре

 в XVIIXVIII вв. 

 

 История Николаевского Карельского монастыря, расположенного на левом берегу Никольского рукава устья р.Северной Двины, в 40 км к западу от г. Архангельска, насчитывает уже более 600 лет. Его каменные строения, возведенные во второй половине XVII в., и по сей день возвышаются на территории ПО “Северное машиностроительное предприятие” г. Северодвинска Архангельской области. Основные сведения об истории монастыря были изложены в других публикациях. Здесь же основное внимание уделено тому этапу его строительства, от которого и сохранились дошедшие до нас памятники зодчества[1].

К 50-м годам XVII в. деревянные церкви монастыря – соборная холодная Николая Чудотворца и теплая Успения Пресвятой Богородицы (с трапезой и келарской), а также деревянная колокольня, – становятся ветхими. Игумен Козма с келарем, казначеем, соборными старцами и всей братией приступил к подготовке к каменному строительству. Прежде всего необходимо было приобрести строительные материалы: кирпич, бревна и тес, прутовое железо, камень, песок и известь, и т.п. Подряд на производство кирпича был заключен с кирпичным мастером Степаном Михайловым сыном. Его изготовление осуществлялось на заводах, находившихся в 60 верстах вверх по Северной Двине, на речке Мечке, где была и монастырская мельница, и на Еловце (Княж-островская волость). Только с сентября 1663 г. по август 1664 г.“зделано кирпичю и обожжено 71 тысяча 700 ряда цены с тысячи по рублю по тринатцати алтын по две денги да необожженого кирпичю зделано 71 тысяча 300 ряда цены с тысячи по рублю по шти алтын по четыре денги” [2]. Доставка кирпича с заводов к месту строительства осуществлялась на монастырских лошадях [3] . Прутовое железо приобреталось монастырем через иностранцев [4]. Покупался для строительства церквей и камень [5].Строительство Успенской церкви осуществляла бригада каменщиков под руководством подмастерья каменного дела Алексея Лукьянова и его племянника Володьки. В числе каменщиков упоминаются имена Петра, Никиты, Ивана, Гавриила, Галактиона, Игнатия [6] . Для подсобных работ по каменному строительству были наняты крестьяне близ лежащих деревень. Только в период с мая по август 1664 г. их трудилось в монастыре 112 человек [7].О ходе каменного строительства в монастыре узнаем из сообщения Макария, епископа Архангельского и Холмогорского: “…вместо церквей деревянных выстроены каменныя двух-этажныя церкви: 1) Успения Пресвятыя Богородицы основана в 1664 г. и выстроена совсем в течение 4-х годов, вверху с братскою трапезою, а внизу со многими погребами, и освящена в 1667 г. при благоверном государе царе и великом князе Алексие Михайловиче, при Макарие митрополите Новгородском и игумене Козме. 2) Соборная церковь Святителя Николая... заложена 1670 года с приделом первоверховных Апостол Петра и Павла и, по выстройке чрез четыре года, освящена 1674 года, при том же благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче, при Иоакиме митрополите Новгородском и при том же игумене Козме [8]”. Епископ Макарий, сообщая сведения о монастыре, указывает, что о построении и освящении церквей имеется на стене, при входе в Николаевский храм, летописная старинная надпись, из которой и заимствуются эти сведения.

К изложенному выше сообщению хотелось бы привести два факта, ставящих под сомнение точность сведений старинной надписи. Во-первых, освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1667 г. не могло произойти при Новгородском митрополите Макарии, так как он умер 14 ноября 1662 г.[9]. Во-вторых, на момент передачи монастыря, согласно отписям от 22 декабря 1674 г. игумену Тихону [10] и от 20 апреля 1677 г. келарю старцу Арсению[11], каменная холодная церковь Николая Чудотворца еще не была освящена. В первом случае оказались незавершёнными главы церкви и ее внутренняя отделка. Во втором причина в отписи не указана, обозначен лишь сам факт[12]. Таким образом, освящение соборной церкви Николая Чудотворца произошло не ранее середины 1677 г. Убранство этих церквей, как сказано в отписной книге 1677 г., все старого строения, перенесено из прежних, деревянных церквей. Представить внутреннее устройство этих церквей позволяет следующее ниже описание: “Церковь каменная теплая Успение Пречистыя Богородицы с олтарем и с трапезою и с келарскою, о пяти верхах… В церкви паперть с северную сторону. Два выхода, один в восточную сторону, а другой в северную, третей вход в келарскую в западную сторону [13]. У тоея церкви по левую сторону олтарь и полатка, да над олтарем вверху полатка, и над келарской вверху полатка книго-хранительная. А под церковью и под олтарем, и под трапезою, и под келарскою хлебня и мукосейна, да казенная полата о дву жирах да погреб квасной о дву жирах, да полата жировая – муку держат… Церковь каменная холодная о дву столбах о пяти верхах… во имя иже во святых отца нашего Николая Чудотворца с олтарем и с папертью. С северной стороны жертвеник да ризная полатка, а по другую сторону предел воимя святых верховных апостол Петра и Павла… С северной и западной сторон круг тое церкви паперть, с тех же сторон два крыльца каменные с лестницами… Под той холодной церковью две полаты, держат всякую казенную рухлядь, в одно[й] полате – третьяя полатка невеликая. Да под папертью две полаты, третьяя полатка усыпальна, да под крыльцами две полатки невеликие” [14]. Кроме этих двух церквей, при игумене Козме (т.е. до июня1674 г.) были построены: с западной стороны Успенской церкви каменная колокольня («о шестнадцати окнах больших и малых, верх шатровой, главы нет, на ней семь колоколов»; в колокольню ведут с северной стороны две внутри-стенные каменные лестницы: одна – в палатку, где размещались колокольные часы, другая – из палатки на ярус звона) и каменная одноэтажная поварня квасоварная, с южной стороны от каменных церквей. В1684 г. между обеими церквями, Успенской и Никольской, построены, под руководством строителя старца Козмы (1683-1685), бывшего игумена монастыря, каменные переходы с 13 окнами (8 окон выходили на северную сторону и 5 – на южную), а под ними – две каменные палатки и кладовые места для разных вещей. Результаты исследований строительных материалов, использованных при возведении каменных зданий монастыря, позволили выявить следующую последовательность их строительства: Успенская церковь (четверик) и низ колокольни; – трапезная Успенской церкви и Никольский собор; – паперть (галерея) Никольского собора; – крыльца Никольского собора, верх колокольни, переходы, поварня квасоварная [15]. Строительство каменных зданий в монастыре привело к изменению не только его внешнего облика, но и потребовало внутренней перепланировки монастырского комплекса. Она была обусловлена изменением первоначального местоположения соборной Никольской церкви – переносом ее дальше от берега, в глубь материка на 50-100 м в юго-западном направлении. В связи с этим возникала необходимость и в переносе Святых ворот с надвратной Богоявленской церковью на новое место – напротив западного крыльца-всхода в соборную церковь. Этого требовал архитектурный замысел проекта. Таким образом создавалась главная линия симметрии монастырского комплекса – запад-восток. Вспомогательные линии симметрии проходили через северные крыльца-всходы обеих каменных церквей в направлении север-юг [16] .Построенная в 1646 г. и просуществовавшая до конца80-х гг. ХVII в. деревянная церковь Богоявления Господня и Святые ворота, находившиеся на восточной стороне монастырской ограды, были разобраны, перенесены и поставлены на противоположную – западную сторону, против западных дверей соборной Николаевской церкви, в 1690 г., при игумене Иоасафе [17]. По окончании строительства церковь была освящена и получила новое название – Входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа [18]. После переноса Святых ворот и надвратной церкви дошла очередь и до строительства новой монастырской ограды, работы по постройке которой проводились уже при игумене Василиске в 1691-1692 гг. [19]. Однако освободившееся место, где ранее стояла деревянная Никольская церковь, по традиции, не должно было пустовать. И вскоре на этом месте, над гробами детей Марфы, возводится еще одна деревянная церковь – Сретения Господня, с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких:в 1719 г., “июля в 6 день Николаевского монастыря крестьяне Конецдворской волости Лаврентей Иванов, Василий Пивоваров с товарыщи, десять человек, поряжены в Николаевском монастыре над создатели тоя святыя обители построить церковь Божия древяная теплая с трапезою во имя храма Стретения Господня и с пределом во имя храма преподобных отец Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, измонастырского лесу, как о том свидетельствует подлинное их подрядное за их руками писмо [20]” . Внутреннюю отделку церкви производили по подряду столяры и иконописцы из разных мест [21]. Постоянного ухода требовали не только деревянные строения, его требовал и весь обширный каменный монастырский комплекс. Сохранившиеся монастырские книги XVIII, XIX и начала XX вв. убедительно говорят о том, что настоятели монастыря вместе с братией уделяли данному вопросу неустанное внимание, подряжая для этого различных мастеров. Один из примеров тому – запись 1744 г.: подрядчиками, каменщиком Федосеем Авксентьевых с товарищами, с семью человеками, “тое святей Николаевской обители святыя каменныя церкви, паперти и трапезы, колоколня, переходы и крылца – все отбелены манастырскою известию…[22]”.Сохранившийся в РГАДА чертеж Николаевского Корельского монастыря середины XVIII в [23], на котором четко просматриваются архитектурные элементы не только каменных, но и деревянных строений, позволяет представить каменный комплекс монастыря в первозданном виде. С конца XVIII в. по начало XX в. каменные монастырские строения претерпели ряд перестроек, частично пострадали и от пожара 26 мая 1798 г. Это прежде всего отразилось в архитектуре крыльцев-всходов как Успенской, так и Никольской церквей, а также квасоварной поварни. Монастырская опись 1799 г. приводит, кроме сведений о замене после пожара, в мае того же года, кровли на обеих каменных церквях и на трапезе, и некоторые данные о конструктивных изменениях в планировке Успенской церкви [24] . Вместо двух одинаковых крыльцев-всходов, по которым раньше можно было подняться и войти в церковь - с восточной стороны в северную дверь и с южной стороны, через келарскую и трапезную палаты, в западную дверь (крыльца-всходы примыкали соответственно к северной стороне церкви и к западной стороне келарской), теперь осталось только южное крыльце-всход. Эта реконструкция привела к потере симметрии Успенской церкви, о которой так заботился средневековый архитектор. Теперь “у той церкви два крыльца каменные (ранее их было три – А.Ю.): одно – с южной стороны, подле западную стену… другое – с северной стороны…”. Дата проведения этих работ точно не установлена. Однако есть основания отнести ее к 1792г. Именно тогда проводились ремонтные работы в Успенской церкви: “Главы каменны новыя зделаны 1792-гогода в августе месяце [25]”.Возможно, тогда же были внесены изменения и в конструкцию северных крыльцев-всходов обеих церквей и западного – Никольской церкви, поднимаясь по которым можно было войти в церкви через паперти-галереи. Что касается упомянутой выше реконструкции квасоварной поварни, то она подверглась существенной перестройке в 1851-1852 гг. Над каменным одноэтажным зданием был над-строен второй деревянный этаж, где разместились настоятельские и братские покои [26]. Новое здание соединялось деревянными переходами с основным храмовым комплексом. В остальном за данный период времени других существенных реконструкций, за исключением перестройки глав Успенской церкви, в монастыре не проводилось. И его возвышающиеся до настоящего времени каменные постройки сохранили, в основном, облик конца XVIII в.

 

1.      Макарий. Историко-статистическое описание Николаевского Корельского третьеклассного монастыря. М., 1879; Юдин А.Б. История Николаевского Корельского монастыря от основания до 1683г. // Христианство и мир. Самара, 2000г.

2.      Архив РГО. Разряд 114, оп. 1, №90., Л. б/н.

3.      Так одна из записей расходной книги монастыря, сделанной в ноябре 1663г., гласит: “куплено сена на кирпичную возку лошадям на четыре рубли в Еловец и в Мечку”. Архив РГО. Разряд 114, оп. 1, № 90.Л. б/н.

4.      В 1663 г. “на церковныя связи железныя дано в задаток иноземцуПетру Логинову галанской земли сто десять рублев”. Архив РГО. Раз-ряд 114, оп. 1, № 90. Л. б/н. ГААО. Ф. 191, оп. 1, № 565. Л. 7.

5.      “Куплено каменья дичь на рубль”. “Куплено тесу тысяща”. “Отда-вано делать семь оконниц, два фонаря”. Архив РГО. Разряд 114, оп. 1,№ 90. Л. б/н.

6.      Архив РГО. Разряд 114, оп. 1, № 90. Л. б/н. ГААО. Ф. 191, оп. 1,№ 548. Л. 7, 7 об.

7.      “Того же году дано казачьи летнеи наиму сто двунадцати челове-ком двести пять рублев 6 денег, которые тружались в монастыре у ка-менного дела и всякую работу”. Архив РГО. Разряд 114, оп. 1, № 90.Л. б/н.

8.      Макарий. Историко-статистическое описание Николаевскаго Ко-рельскаго третьекласнаго монастыря. М., 1879. С. 4.

9.      ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 273.

10. ГААО. Ф. 191, оп. 1, № 655. Л. 1. Игумен Тихон выбран из черныхсвященников монастыря в июне 1674 г. после отрешения и ссылки в Со-ловецкий монастырь игумена Козмы (1657-1674).

11. Архив СПбФ ИРИ РАН. К. 115, оп. 1, № 1003. Л. 2. Келарь старецАрсений определен в игумены 11 февраля 1678 г., отписан монастырьему 1 мая 1678 г.

12. ГААО. Ф. 191, оп. 1, № 655. Л. 5 об., № 1003. Л. 6 об., 10. Главы со-вершены при игумене Тихоне (1674-1677), при нем же построены и царс-кие двери.

13. Дополнительные сведения о входах в церкви содержит опись мона-стыря от июня 1799 г.: у Успенской церкви – два крыльца, одно – с запад-ной стороны, а точнее, с южной стороны, подле западной стены, о двухпомостах, другое – с северной стороны о трех помостах. У Никольскойцеркви оба крыльца о трех помостах. Своды и помосты у крылец камен-ные. Крыльца покрыты тесом зубчатым с отступами. ГААО. Ф. 191,77оп. 2, № 432. Л. 17. Однако в ней нет упоминания о входе с восточнойстороны, подле северной стены Успенской церкви. Его устройство былотаким же, как у южного входа. Но к тому времени он был заложен.

14. Архив СПбФ ИРИ РАН. К. 115, оп. 1, № 1003. Л. 2 об., 6, 6 об., 7,19 об., 20.

15. Результаты исследований НИИ “Спецпроектреставрация” не даютсведений о последовательности строительства ряда элементов каменныхцерквей. Возможно, они создавались в такой очередности: восточноекрыльце-всход – одновременно с Успенской церковью; келарская пала-та и южное крыльце-всход – с трапезной палатой; паперть Успенскойцеркви и ризная палата – с папертью Никольской церкви; северноекрыльце-всход Успенской церкви – с крыльцами Никольской церкви.

16. Грандиозный архитектурный проект задуман и в основном осу-ществлен игуменом Козмой после ссылки в Соловецкий монастырь(июнь 1674 – апрель 1683 гг.), когда он был уже строителем монастыря.Последнее упоминание о старце Козме относится к октябрю 1686 г. 20лет он исполнял обязанности на посту настоятеля Николаевского Ко-рельского монастыря.

17. ГААО. Ф. 60, оп. 1, № 60.

18. Макарий. Историко-статистическое описание Николаевскаго Ко-рельскаго третьекласнаго монастыря. М., 1879. С. 5.

19. ГААО. Ф. 60, оп. 1, № 61.

20. РО БАН. Архангельское собрание, ч. 2, оп. 2, № 956 (НК – 13).Л. 24, 24 об.

21. В ту же новопостроенную Сретенскую церковь домовой архие-рейской вотчины Чюхчеремской волости Ильинской церкви священ-ник иконописец Евдоким с товарыщы писали по подряду новые свя-тыя иконы, иконостас и старые иконы поновляли... К той же новой цер-кви столяр от города (Архангельского – А.Ю.) Алексей Часовиков то-чил балясы, да дъски иконны, и тябла, и пелены делал, и престол, и жерт-венник... Загорского стану крестьянин иконописец Андрей Спешнинписал в новую церковь святыя иконы: средину - Спасителев образ напрестоле, да по четыре иконы на сторону, в предел Соловецких Чюдот-ворцев... Он же писал пядничных празничных да Николиных, всех 12икон... Чюхчеремской волости Ильинской церкви священник Евдокимв новопостроенную церковь, в предел же чюдотворцев, писал двери царс-кия, да местных три образа, и двери северныя (церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, находилась в северномприделе Сретенской церкви – А.Ю.), и под те иконы пелены в цветах,78тропари и кондаки…”. РО БАН. Архангельское собрание, ч. 2, оп. 2,№ 956 (НК – 13). Л. 25, 25 об., 26.

22. РО БАН. Архангельское собрание, ч. 2, оп. 2, № 956 (НК – 13). Л. 79.

23. Крашенинникова Н.Л. Чертеж Николо-Карельского монастыря Ар-хангельской области // Архитектурное наследство, № 2. М., 1952. С. 233.

24. ГААО. Ф. 191, оп. 2, № 432. Л 17. В описи монастыря, проведеннойпо императорскому Указу Павла I в июне 1799 г., впервые приведеныразмеры (в печатных саженях) всех основных построек монастыря и ихглавных элементов.

25. Там же. О перестройке квасоварной поварни. ГААО. Ф. 191, оп. 2, № 614.Л. 45. 

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский