РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Каталинас К.Г. Комплекс готических изразцов из Вильнюсского Нижнего замка // Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов научно-практической конференции (сборник 2). Псков, 1988. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: archeologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2017 г

    

К.Г. Каталинас

КОМПЛЕКС ГОТИЧЕСКИХ ИЗРАЗЦОВ ИЗ ВИЛЬНЮССКОГО НИЖНЕГО ЗАМКА

 

Одной из ценнейших находок, возобновленных в 1987 г. археологических исследований Вильнюсского Нижнего замка, считается остатки разобранных готических печей.
Они обнаружены вблизи развалин великокняжеского дворца, фигурирующего в документах с начала XVI в. Остатки печей находились в датируемом XV в. глинистом слое толщиной до 0,55 м. Слой исследован частично. Собрано около 2000 фрагментов сосудообразных (горшковых) изразцов и около 200 обломков пластинчатых изразцов, в том числе 121 фрагмент лицевых пластин.
Судя по количеству донышек, обнаружены остатки по меньшей мере 70 горшковых изразцов. Большинство из них имели длину 19—21см, квадратные устья шириной 11—12 см, были неполивными. Кроме того, найдено около 20 фрагментов горшковых изразцов с квадрифолиевым устьем. Обнаружено также несколько обломков прорезных поливных глиняных решеток, закрывавших устья изразцов. Данный материал в совокупности датируется концом XIV—XV в.
«Горшковые» печи часто были небольшими, а изразцы вмурованы с промежутками. Поэтому вышеописанные фрагменты могли принадлежать двум печам. Малочисленность находок весьма эффектных изразцов с квадрифолиевым устьем или с решетками свидетельствует об их использовании в отдельных частях печи, например во фризах.
Большинство пластинчатых изразцов являлись фронтальными. Также обнаружено 19 фрагментов карнизных изразцов и городков. Карнизные изразцы имели румпы и вогнутые неорнаментированные пластины. Городские подразделены на два варианта с треугольными зубцами, и с рельефными перьями, хотя ни одного из них не удалось восстановить полностью.
Пластины фронтальных изразцов были от 16 см до 19,5 см в поперечнике, близкой к квадрату формы. Румпы формированы на гончарном круге, длиной около 16 см, с круглыми устьями и профилированной бровкой. Все пластины являются безрамочными (кроме двух фрагментов), неангобированными, имеют рельефный орнамент. Из них 65% неполивные, остальные покрыты зеленой (8%) или светло-коричневой (27%) глазурями. Выделен ряд случаев украшения поливами только части изразцов с идентичным орнаментом.
Фронтальные изразцы были украшены не менее чем 30 вариантами орнамента, условно распределенными на три группы. Это аллегорические или мифологические сюжеты (например, человек и Сфинкс), гербы и декоративные мотивы. Отдельно следует отметить фронтальные полуцилиндрические изразцы. Они без румп; не орнаментированные, вогнутые лицевые пластины частично прикрывают ажурные перегородки с массверковым орнаментом. Примечательно также, что часть упомянутых декоративных мотивов (например, человек, играющий на роге, Сирена, Гриф) наверняка имели скрытое символическое значение.
Все гербы помещены на геральдических щитах позднего готического типа. Использовались два способа компонировки. В первом случае щит не имеет украшений, стоит вертикально и занимает почти всю плоскость. Во втором случае в нижней части пластины находится небольшой щит, повернутый под углом 45°; над ним — две пальмовые ветви, четыре веточки руты и рыцарский шлем со страусовыми перьями. Изображались не менее 15 гербов, из которых удалось идентифицировать восемь. Все гербы являются родовыми. Такой набор не случаен. В эпоху готики изображение гербов в первую очередь имело идеологическую подоплеку: так проявлялись попытки акцентировать обособленность класса (или группы) феодалов.
Стратиграфия места находки, анализ орнамента и многочисленные аналогии указывали на несомненный готический характер материала. Ближайшие аналогии, найденные в Венгрии и в Чехии, датируются первой половиной XV в. Среди готических изразцов, обнаруженных в Польше (главным образом, в южной и юго-западной частях ее, это — Болеславец у Просны, Пинчов, Освенцим и т. д.), следует выделить находки из замка Бодзентын. По меньшей мере, в семи случаях орнамент изразцов из Вильнюса и Бодзентына является идентичным, т. е. их делал тот самый гончар. Постройка готических печей в Пинчове и в Бодзентыне связывается с реконструкцией замков, проводившейся между 1425 и 1455 гг. Вильнюсские находки следует датировать периодом от 1419 г. (пожар в Нижнем замке) до 50-х гг. XV в.
Судя по характеру материала, пластинчатые изразцы происходят по меньшей мере из двух печей: поливной и неполивной. Судя по сохранившимся следам слоя извести на орнаментах многих неглазурованных изразцов, неполивная печь имела побелку. На основе находок из Мелица (Чехия) можно делать определенные предположения о внешности вильнюсских печей. Например, в их нижней части наверняка находились изразцы с изображениями сил зла (грифа и т. д.), однако на данном этапе для полной реконструкции недостаточно данных. Неизвестно также, в чьей резиденции находились данные печи. Число потенциальных заказчиков невелико: это великий князь Литовский, Вильнюсский епископ и члены Рады панов. Большинство имеющихся фактов поддерживают первую кандидатуру.
Находка описанного комплекса в будущем значительно облегчит исследования по развитию вильнюсского изразцового производства в позднем средневековье. Степень нехватки материала для Упомянутых разработок иллюстрирует следующий факт: до 1987 г. были известны лишь 22 готических пластинчатых изразца.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик, профессор, доктор архитектуры

Сергей Вольфгангович Заграевский