РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Галина Кириллова. Сторож-монастырь и его тайны. В газ. Московская перспектива, № 62, 24.06.2008. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://mp.stroi.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2010 г.

 

 

Галина Кириллова

Сторож-монастырь и его тайны

 

 

Время безжалостно. Оно уничтожает свидетельства многих событий прошлого, оставляя потомкам легенды и догадки. Так и в истории изумительного ансамбля мужского Донского монастыря - памятника старинного русского зодчества, который украшает одноименную площадь Москвы более пяти столетий.


СРЕДИ исследователей бытует две версии возникновения обители. Одни ученые полагают, будто мощные красные стены с бойницами, окаймленными белоснежными зубцами и грандиозными круглыми башнями по углам, построены сугубо с оборонительной целью: Донская крепость замыкала кольцо монастырей-сторожей на южных подступах к Московскому Кремлю. И если бы не агрессия крымского хана Казы-Гирея жарким летом июля 1591 года, обитель все равно была бы сооружена.

Возможно. Однако большинство ученых все же придерживаются иного, основанного на исторических фактах и летописных документах варианта: никакого монастыря в окрестностях нынешней Донской улицы поначалу не замышлялось. Понадобилась нежданная битва с захватчиками, чтобы в честь победы над ними царь Федор Иоаннович (сын Ивана Грозного) дал слово «не жалеючи сил» соорудить на том месте, где столкнулась с врагом русская рать, каменную церковь во имя иконы Донской Божией Матери. Ведь, по мнению ополченцев, именно Богородица, находясь на бранном поле в походной палатке-церквушке, обеспечила москвичам чудесную победу.

Действительно, чудо. Днем непродолжительный пробный бой с неприятелем, а ночью (к изумлению русской рати) ханское войско неожиданно снялось с позиций и стремительно бежало до самой реки Оки и дальше. Словно испугалось чего-то. Вот только что так устрашило искусного в воинском деле неприятеля, да и самого хана Гирея, вернувшегося в Крым на простой телеге в одежде рядового крестьянина? Так и осталось загадкой. Возможно, какой-то страх вселила в него Матерь Божия, и он вспомнил, что ведь это Она помогла Дмитрию Донскому поразить полки Мамая на Куликовом поле.

Вряд ли. Не могла храниться означенная икона у московского князя Дмитрия. Никак не могла. Потому как точно установлено, что ее иконописный лик создан великим византийским живописцем Феофаном Греком для Успенского храма Коломны в 1392 году (позднее икона перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля), тогда как Куликовская битва состоялась на 12 лет раньше. Впрочем, народ верил: икона, находившаяся в палатке-церковке, «та самая». И это, видимо, главное.

ЧТО КАСАЕТСЯ царского слова, то государь Федор Иоаннович его сдержал. К 1593 году на месте конфликта (назвать его побоищем язык не поворачивается) поднялся скромный каменный соборный храм во имя Донской иконы - одноглавый, бесстолпный, с крестовым сводом. Как пишет исследователь московской старины Сергей Романюк, «это мемориальное сооружение, представлявшее собой небольшой стройный четверик с трехступенчатой горкой кокошников, завершаемых одной главой на высоком барабане».

И снова загадка. Кто автор храма? Согласитесь, ведь должен же быть архитектор, работавший в стиле древнерусского зодчества. Увы. Доподлинно неизвестно. Есть только предположение, что возводил собор московский мастер Федор Конь, по проекту которого сооружены стены Белого города. Может быть. Одно известно наверняка: много позже, а именно в 1782-1785 годах, стены культового сооружения расписывал известный итальянский художник Антонио Клауди. Причем по некоторым свидетельствам эскизы уникальных росписей принадлежат великому русскому зодчему Василию Баженову. Доподлинно это не установлено, но приятно.

…К 1679 году «кто-то» пристроил к существующему четверику длинную трапезную, два боковых придела и изящную шатровую колокольню. Более того, первый собор скоро стали называть малым храмом, потому как любимая (в отличие от Софьи) сестра императора Петра I - Екатерина Алексеевна - по неизвестной причине дала обет возвести на собственные средства рядом с первой церковью новый Большой (его так и стали называть) собор Донской иконы Божией Матери. Спрашивается, с чего вдруг такой строгий обет? В судьбе царевны Екатерины произошло нечто неординарное? Замаливать пришлось? Или что-то другое случилось? Как говорил писатель, «тайна сия велика есть».

БОЛЬШОЙ собор заложили в 1684 году, и только в 1698-м он был окончательно завершен и торжественно освящен. Красные крепостные стены с их ажурными двенадцатью башенками, похожими на обрамления стен Новодевичьей обители, что неподалеку возводились на весьма щедрые пожертвования Якова Аверкиевича Кириллова (впоследствии он принял постриг в Донском монастыре), сына думского дьяка.

В чем изюминка грандиозного монастырского храма? В том, что это единственное культовое сооружение в Москве, в котором малые главы расположены по сторонам света вокруг центрального золоченого купола. Внутри - пол, выложенный чугунными плитами (дар грузинской царевны Дарьи, а первым игуменом обители был грузинский монах Лаврентий). Между прочим, главный храм долгое время хранил еще одну тайну: со слов Светланы Аллилуевой - дочери Иосифа Сталина - именно в Большом соборе Донского монастыря священник Николай Голубцов в свое время тайно крестил ее под именем Фотина. Правда, запись в метрическую книгу батюшка почему-то не сделал. Вероятно, дабы не подвергать и себя, и обитель опасности.

Первая ценность собора, конечно же, величественный иконостас в шесть ярусов. Над ними русские мастера трудились в поте лица четыре года. Начинал Карп Золотарев, а закончили Григорий Алексеев и Илья Федоров в 1699-м. Правда, оригинала лика Донской Богоматери в иконостасе давно нет. Есть только копия. Если же читатель пожелает увидеть подлинник кисти Феофана Грека, то он без особого труда сможет найти его и полюбоваться им в Третьяковской галерее, что в Лаврушинском переулке.

НО НЕ СТАНЕМ отвлекаться. В 1714 году рядом с больничным корпусом монастыря построили храм святого Евфимия (по некоторым данным, проект архитектора И. В. Еготова). После переосвящения церковь получила имя архангела Михаила. Потом по неизвестным причинам в обители крайне долго сооружалась новая колокольня по проекту петербургского архитектора (строителя Петропавловской крепости) Доменико Трезини. Еще в 1730 году звонницу по чертежам итальянца взялся строить московский мастер Иван Шедель. Однако работу он так и не завершил, как сказали бы сегодня, из-за плохого финансирования. В 1753-м архитектор А. Евлашов собирался довести дело до его логического завершения. Но из этого почему-то ничего не вышло. Колокольню зодчий все-таки построил. Почти. Например, капители колонн остались неотделанными.

Чуть позже (в 1758-1760 годах) на территории обители братия соорудила одноэтажное каменное здание монастырских келий по проекту зодчего А. Попова. Ко второй половине XVIII века относится и строительство грациозной Тихвинской церкви над главными северными воротами. Автор маленького шедевра тоже неизвестен, хотя некоторые эксперты склонны полагать, что им вполне мог быть Иван Зарудный, по проекту которого была возведена изящная Меншикова башня.

Особый интерес сегодня представляет монастырская караульня с надстройкой архитектора Ивана Мичурина. Здание печально известно прежде всего тем, что в 1922 году на его втором этаже большевистские власти держали под арестом патриарха Тихона - мученика Русской православной церкви (канонизирован в 1989-м, а рака с останками патриарха находится в Большом соборе Донского монастыря).

Арестованный святитель не имел права никуда выходить из своего последнего жилища -тюрьмы. Мог лишь под негласной охраной гулять в строго определенные часы по высокой площадке вокруг Тихвинской церкви, благословляя прихожан внизу. Отсюда же он в последний раз обратился к Совнаркому во главе с уже больным Владимиром Лениным: «…Ужасное время вашего владычества долго не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев образ зверя». Пророческие слова. Через два года после кончины патриарха Тихона при Донском монастыре в перестроенной церкви преподобного Серафима Саровского, обладавшего даром исцеления и предвидения, был открыт первый советский крематорий для врагов народа…

САМ СВЯТИТЕЛЬ Тихон похоронен весной 1925 года в Малом соборе, чей погост иначе как некрополем не назовешь. Не случайно старожилы столицы называют кладбище Донского монастыря «Сен-Жерменским предместьем Москвы». Над могилами - подлинные произведения искусства отечественных ваятелей. Здесь покоятся и родственники Александра Сергеевича Пушкина: брат Павел, сестра Софья (их могилки не сохранились), старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг, бабушка Ольга Васильевна, дядя Василий Львович, родные тетки Анна и Елизавета Львовны. А еще тут нашли последнее пристанище фельдмаршал Н. Репнин, философ П. Чаадаев, выдающийся архитектор О. Бове, горнозаводчик П. Демидов, историк В. Ключевский, писатель Д. Фонвизин, художник В. Перов, «отец русской авиации» Н. Жуковский, первый председатель Городской Думы юрист С. Муромцев - множество некогда замечательных людей. Впрочем, здесь же похоронена, по образному выражению императрицы Екатерины II, и «враг рода человеческого» - патологически жестокая помещица Дарья Салтыкова по прозвищу Салтычиха.

В советское время, когда новые власти безжалостно взялись за едва ли не тотальное разрушение памятников московского да и общероссийского прошлого, древний Донской монастырь не только уцелел, но и на некоторое время превратился в хранилище. Словно в насмешку его наз-вали «музеем архитектуры», тогда как экспонировали тут ее обломки.

Дело в том, что с 1934 сюда со всех концов огромного города свозили лишь уцелевшие фрагменты уничтоженных памятников старины. Например, на восточной стене Большого собора поместили горельефы варварски взорванного храма Христа Спасителя. У северной стены нашлось место наличникам уничтоженной при Советах Сухаревой башни и церкви Успения Божьей Матери на Покровке. Спустя два года в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота - творение Осипа Ивановича Бове. Величественную арку Победы в Отечественной войне 1812 года по непонятной прихоти тогдашних властей вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году. С какой целью? Тоже ведь секрет в своем роде.

* * *

В 1982 году (за пару-тройку дней до кончины) Леонид Брежнев по ходатайству Московской патриархии подписал распоряжение о возвращении под ее юрисдикцию Донского монастыря. Цель - размещение резиденции главы Русской православной церкви. Не сложилось тогда. В ведение Патриарха Московского и всея Руси в мае следующего года передали другой историко-архитектурный ансамбль - Свято-Даниловский монастырь.

Все когда-нибудь кончается. Даже самое страшное. Сегодня в Донском монастыре (в нем давно погасло пламя крематория), возвращенном в начале 90-х годов церкви по адресу Донская площадь, 1 и взятом на особый контроль Москомнаследием, вновь течет неспешная жизнь мужской братии, мирян-туристов, реставраторов, строителей - всех, кто так нужен обители. Как и водится в цивилизованной стране.

Со слов Светланы Аллилуевой - дочери Иосифа Сталина - именно в Большом соборе Донского монастыря священник Николай Голубцов в свое время тайно крестил ее под именем Фотина.

В советское время, когда новые власти безжалостно взялись за едва ли не тотальное разрушение памятников московского и общероссийского прошлого, древний Донской монастырь не только уцелел, но и на некоторое время превратился в хранилище.

Особый интерес сегодня представляет монастырская караульня с надстройкой архитектора Ивана Мичурина. Здание печально известно прежде всего тем, что в 1922 году на его втором этаже большевистские власти держали под арестом святого патриарха Тихона - мученика Русской православной церкви.

Днем непродолжительный пробный бой с неприятелем, а ночью, к изумлению русской рати, ханское войско неожиданно снялось с позиций и стремительно бежало до самой реки Оки и дальше. Словно испугалось чего-то.

  

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский