РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Лаврецкий Г.А. Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь в Гродно: образ и традиция. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://nashabelarus.iatp.by. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

Г.А. Лаврецкий

Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь в Гродно:

образ и традиция 

 

Памятник православной архитектуры XII века Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно - "жемчужина" белорусской культуры, - давно интересует ученых. Многократные интерпретации материальных находок, особенностей символико-художественного оформления фасадов, акустической системы и так далее дают уникальнейшую возможность исследователям во многих отраслях гуманитарных наук искать и находить новые аспекты этого загадочного и таинственного храма, не имеющего прямых аналогий не только в архитектуре древнерусских земель XII века, но и в Греции. Именно там и находятся близкие по планировке и художественному осмыслению церкви, подтверждающие генетическую связь Коложского храма с балканской школой. В более широком аспекте они дают возможность говорить о прямой связи белорусского православного зодчества XII столетия с культурой Византии, опровергая утверждение о киевском посредничестве. Как правило, анализ архитектурно-художественных качеств Коложской церкви основан на принципе экстраполяции. Это значит, что современные исследователи пытаются на основе новых технологий, формального архитектурного анализа трактовать те или иные особенности памятника. Однако, в этом случае необходимо проводить реконструктивный анализ, то есть пытаться восстановить весь творческий путь зодчего в создании архитектурно-пространственной структуры, имеющей в своей основе совершенно иные качества, нежели те, которые присущи поздним церковным постройкам. До сих пор не разработан вопрос о православно-архитектурной символике, открытой в композиции храма и, безусловно, определяющей эту композицию. Свято-Борисо-Глебская церковь в Гродно - не только уникальный памятник материальной культуры, но и носитель высокого духовного содержания крестово-купольной архитектуры Беларуси долитовского периода. По сути, в Коложском храме собрана антология почти всех толкований семантики православной архитектуры.
Среди литературы, посвященной регламентации и символическому толкованию храмов, есть источники общего характера, как например, "Постановления Апостольские", творения Тертуллиана, сочинения св. Иринея Лионского, греческие толкования литургии патриарха Германа Константинопольского, труды Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского. В домонгольский период были известны на Руси и статья "Максима черноризца чии образ держит соборная церковь", включенная в "Изборник Святослава" 1073 года. В ХV веке появились "Толк апостольстей соборной церкви" и "Служба толковая Иоанна Златоуста толк Стихиев". В этих источниках идет непосредственное объяснение сути каждой ячейки и формы православного храма. Кроме того, есть источники, которые посвящены описанию строительства конкретных сооружений, содержащие ценную информацию о технологии и творческом методе древних зодчих. Среди таких источников - Киево-Печерский патерик, сочинения Константина Родия, историка Прокопия. Перед тем, как начать разбивку плана и построение последующего объема, зодчий уже представляет будущий образ храма в общекосмической ипостаси. Византийская церковь - своеобразная космограмма. Бог творит небеса и землю свободной волей. В центре этой системы стоит Христос - "образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... Все Им и для Него создано" (Кол. 1, 15-16). У Псевдо-Дионисия в объяснении Символа веры, предназначенном для мирян, Бог - Вседержитель, "ибо все пребывает в Нем, Он содержит и обнимает все... Он все творит из Себя, подобно источнику, который все сохраняет и все возвращает в Себя Самого, и подобно опоре, которая все подпирает, Он поддерживает мир". В соответствии со средневековой символикой, земля олицетворяется кубом - устойчивой и неподвижной геометрической фигурой. Воздух или огонь - динамичны, имеют своим символом шар. Таким образом, шар, покоящийся на кубе, и есть символическая модель мира. Дом Господа - неразрывное единение земного (материального) и небесного (недоступного); прошлого, настоящего и будущего. В православной архитектурной традиции символика Дома Господня еще более конкретна. Церковь - это пространственный крест, несущий центральный купол. Крест - самый универсальный из христианских символов, знаменующий попрание смерти Христом и новую жизнь. Св. Иоанн Дамаскин подчеркивал преобразующую роль креста: "Сила Бога в Его победе над смертью, а явлена она нам в кресте". Верующий внутренне преобразуется, пребывая в храме: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 19-20), "крестом Господа нашего Иисуса Христа ... для меня мир распят, и я для мира" (Гал. 6, 14-15). Входя в здание церкви, верующий телесно входит в пространство креста, литургически приобщаясь к крестной жертве Христа Спасителя. Важный этап строительства будущего храма - его место в ландшафтно-природной среде. Храм должен быть хорошо виден; находясь в мудрой гармонии с природой или городской застройкой, он должен главенствовать в своем окружении. В Киево-Печерском патерике так говорится об этом: "... да будет по всей земле роса, а на месте идеже волиши освятити, да будет суша". Тертуллиан подобным образом трактует начало закладки храма: "Дом нашего голубя прост, всегда на возвышенном и открытом месте и обращен к свету: образ Святого Духа любит восток - образ Христа". В этом отрывке, кроме строительно-технологической особенности закладки храма, упоминается еще один важный символ - ориентация церкви на восток. В "Постановлениях апостольских" вводится еще один важный символ - уподобление церкви кораблю: "Да будет здание продолговато, обращено на восток, о пастофориями по обеим сторонам к востоку, подобно кораблю". Здесь отражено призвание Церкви и храма - спасение верующих. Подобно ковчегу Ноя, имевшему три уровня (Быт. 6, 16) и спасшемуся в дни потопа, храм имеет три нефа (в оригинальном переводе с латинского "корабля"). У Константина Родия образ корабля имеет конкретное приложение: он укрепляет на земле четыре прямоугольных угла, лежащих друг против друга по образу корабельного носа. В приведенных отрывках четко обозначена ориентация православных храмов - на восток. Православный человек знает, что именно с востока, откуда встает Солнце, придет второй раз Иисус Христос. "Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24, 27). Оттого и алтарь в православном храме в восточной части. Там - центр Земли, Иерусалим с горой Голгофой, на которой был распят Иисус Христос. Согласно "Службе толковой", "олтарь есть образ вертепа, идеже погребен бысть Христос... Жертвенник есть место креста, на немже источи кровь и воду... Престол... есть степеньское место, на нем же епископ сядет с презсвитеры. Образ есть второго пришествия, егда придет и сядет на престоле... Иисус Христос с апостолы". Это еще раз подтверждает содержание храма не только как творение искусства, но и как "безмолвную проповедь в камне". Исследования, результатом которых должна быть предельная точность в определении направления продольной оси церкви, обобщены в работах П.А. Раппопорта, изучавшего в числе прочих и гродненские храмы. Из его наблюдений следует, что древние зодчие ориентировали сооружаемые ими храмы не произвольно и приблизительно на восток, а по строго определенным и не случайно выбранным точкам восточной части горизонта. Такими точками были те, где всходило солнце в день того церковного праздника или дня памяти того святого, которому посвящен храм. Иногда ориентиром служила точка горизонта в день закладки храма (если праздник осенний или зимний, и нет возможности вести строительные работы). Возможно, более точные промеры позволят нам указать тот день, в который и был заложен Свято-Борисо-Глебский Коложский храм (может быть, 2 мая). Обмеры плана Свято-Борисо-Глебской церкви свидетельствуют о некотором ее перекосе, то есть неперпендикулярности стен. Тем не менее, судя по результатам раскопок ученого-археолога О.А.Трусова, при разметке подкупольных столбов южной стены была проведена соответствующая коррекция. Четкая последовательность разбивки пространственных ячеек, исключительная по качеству равнослойная кладка свидетельствуют, что такой перекос никак не может восприниматься как следствие небрежности или неточности. Более того, сравнительный анализ с греческими и болгарскими памятниками архитектурной школы, оказавшей влияние на Коложскую церковь, показал, что кроме единого планировочного принципа (выделение алтарной части в самостоятельную, имеющую единый проход из протезиса в диаконникон, четкое выявление девятиполья, использование круглых в сечении колонн), все эти церкви имеют перекос, сходный с Коложской церковью (церкви в Предславе, храм монастыря Кесариани, церковь Панагии Халкеон в Солониках, церковь Теотокос монастыря Хосиос Лукас в Фокиде). Исключительное качество строительных работ, изысканные пропорции также исключают небрежность или неумении, тем более, что зодчим не представляло особого труда построить правильный прямой угол с помощью "египетского треугольника" или засечек. Таким образом, перекос был следствием символико-ориентировочного принципа, которому следовали зодчие. Судя по всему, этот перекос - следствие той же семантики света, которая присуща христианскому искусству. На протяжении года солнце выходит из-за горизонта на значительной части восточного полушария: от летнего солнцестояния на северо-востоке до зимнего - на юго-востоке. В то же время, находясь в зените, солнце имеет неизменный азимут. Если принять гипотезу о разбивке продольной оси в момент восхода солнца, а поперечной - в момент его зенита, становится понятный причина перекоса плана. Значит, семантика света лежала в основе ориентации осей и была в своей сути истинной, правильной. И эта правильность внутренняя, скрытая от взора и понимания неподготовленного человека, воспринимающего однобоко и схематично понятия "симметрия", "равновесие". Семантика света по-своему проявилась и в использовании поливных керамических плит на стенах Свято-Борисо-Глебской церкви. Полихромные кресты и камни на внешней поверхности стен храма издавна неправильно толкуются как декоративные. В отношении к любому архитектурному сооружению понятие "декоративность" справедливо только для тех элементов, которые появляются после возведения сооружения. Таким образом, декоративными по отношению к архитектуре могут быть росписи, выполняемые, впрочем, по устоявшейся символико-канонической программе, непосредственно связанной с архитектурой и заключенной в ней символике. Архитектор воспринимает будущий храм синкретно, цельно, со всеми особенностями фактуры и архитектурно-художественной пластики. Находясь в непосредственной связи с конструкциями храма, они являются составной частью именно архитектурно-символической программы, смысл которой - в запечатлении в камне идеи всесозидающей силы Бога. Такой же прием формирования архитектурно-художественного образа использовался и в православной греческой архитектуре Х-ХII веков. Поливная керамика складывалась в виде символических солярных (!) знаков и крестов (базилика Агии Анаргии в Кастории). С одной стороны, здесь явно материализованы слова царя и псалмопевца Давида: "Не для человека здание сие, а для Господа Бога. Всеми силами я заготовил для дома Бога моего... камни... вставные, камни красивые и разноцветные" (1 Пар. 29; 1, 2). С другой стороны, в поливных крестах имеет значение не только цвет, но и фактура - блеск или свет. Блеск и свет крестов "разрушает" рукотворную стену, наполняет ее таинственным мерцанием и неприступной энергией, свойственной золотым фонам мозаик. Надо иметь в виду, что понятие "фон" - позднее и связано с глубинно-плановым построением живописи. Для икон и мозаик применяется термин "свет". Нематериальный и вечный, он присущ лишь божеству и символизирует среду Христа: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1, 9); "Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8, 12). Изначально Свято-Борисо-Глебская церковь не была рассчитана на росписи, о чем свидетельствуют систематические ряды голосников в интерьере. Таким образом, Коложский храм был и является интереснейшим уникальным памятником, синтезированным в своей основе: архитектура, пронизанная Светом и Гласом - вот главное содержание Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви. В XII веке Коложская церковь стала форпостом Православия на западных рубежах Древней Руси, такой она остается и по сей день, являясь не только высшим достижением древнеправославной архитектуры, но и нетленным символом веры истинной Православной. К сожалению, в процессе обсуждения методологического аспекта реставрации храма проявилась опасная тенденция в стремлении рассматривать его только с точки зрения материальной ценности с категорическим отрицанием его высокого духовного содержания. Такой ущербный подход в оценке выдающегося произведения раннеправославной архитектуры Белой Руси ведет не только к одностороннему восприятию и обезличиванию памятников культуры, но и подрыву самой идеи реставрации. Глубокий и всесторонний архитектурный анализ дает возможность аргументировать графическую реконструкцию храма. Только после этого можно будет говорить о методологическом аспекте реставрации. Церковное строительство представляет собой тонкоуловимую, но стройную и логическую систему. Ее основное свойство - сохранение предпосылок своей образной и композиционной ценности на любом этапе созидания, также как и возможности прочесть, увидеть эти предпосылки в руинах памятника и, опираясь на них, развить всю объемно-пространственную структуру. Воссоздание именно этой закодированной и осознанной структуры и является тем стержнем, на котором можно закрепить новую структуру, воплощенную в новом храме, используя все достижения современного строительного искусства. 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский