РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

 

Источник: Лисицына А.В. Формирование архитектурного комплекса Феодоровского монастыря в Городце в XVIII– нач. XX вв. В кн.: VI Городецкие чтения (6 декабря 2008 г.) и II Александро-Невские чтения (27 февраля 2009 г.). Городец, 2009. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: www.radilov.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г

 

 

А.В. Лисицына

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ФЕОДОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

В ГОРОДЦЕ В XVIII– НАЧ. XX ВВ.

                       

 

Городец, с его древней историей и богатым архитектурным наследием, несомненно, является одним из самых развитых культурно-туристических центров Нижегородской области. Не менее важно и духовное значение города в истории Нижегородского Поволжья. Ведь если южная часть области в духовном аспекте связана с именем преподобного Серафима Саровского, то северная — с именем святого благоверного великого князя Александра Невского. Местом особого почитания Александра Невского издавна был Городецкий Феодоровский монастырь, где, по легенде, он закончил свой земной путь. Сегодня, когда начинается возрождение Феодоровского монастыря, разрушенного в 1930-х годах, актуальным является изучение его строительной истории, выявление её этапов, а также научная и практическая реконструкция архитектурного комплекса монастыря, в наиболее полном виде сложившегося к началу ХХ века.

Основными источниками исторических сведений об облике монастыря стали издания «Исторического описания Городецкого Феодоровского монастыря» (1870 г., 1900 г., 1913 г.), работы председателя общества «Нижегородский краевед» профессора Ю.Г. Галая, текстовые документы и чертежи из фондов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО), а также иконографические материалы — изображение монастыря на оборотной стороне иконы «Феодоровской Божьей Матери с чудесами образа» и многочисленные фотоснимки конца XIX – начала ХХ вв.

Городецкий Феодоровский монастырь был основан на рубеже XVII–XVIII веков в память о легендарной древней обители, месте явления чудотворной иконы Богоматери Феодоровской. В 1700 году староста Троицкого собора Илья Юдин вместе с крестьянами Верхней и Нижней слобод села Городец испросили благословения патриарха Адриана устроить на старом кладбище церковь во имя Богоматери Феодоровской, с приделом святого Александра Невского, и основать мужской монастырь. В прошении указывалось, что на выбранном месте находилась деревянная часовня с чудотворным образом Богоматери Феодоровской [Историческое описание Городецкого Феодоровского монастыря и его настоящее состояние. СПб., 1870. С. 18–19]. (Из ходатайства жителей Городца великому государю Петру Алексеевичу, отправленного в 1701 году, известно, что эта часовня с приделом была построена по обету Иваном Сидоровым, прихожанином Троицкого собора, «в старых годах») [История Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской губернии и построенного в С.-Петербурге храма в память 300-летнего юбилея царствования Императорского Дома Романовых. СПб., 1913. С. 74]. Патриарх благословил усердие городчан, повелев 11 марта 1700 года строить обитель. Место для неё было выбрано с восточной, напольной стороны села Городца, у дороги на Семёнов. В отличие от древней легендарной обители, расположенной, вероятно, в прибрежной зоне, теперь монастырь размещался в глубине от берега Волги и вначале не играл существенной роли в речной панораме поселения. Как показали исследования историка И.О. Ерёмина, монастырь был отделён от поселения пустырями и пашнями вплоть до второй половины XIX века, когда жилая застройка, развиваясь, достигла его территории [Ерёмин И.О. Развитие застройки Городца в XVII – начале XX вв. // Памятники истории и архитектуры европейской России: Материалы докладов научной конференции «Проблемы исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России». — Нижний Новгород, 1995. С. 248–250].

Формирование архитектурного комплекса Феодоровского монастыря заняло около 200 лет, с начала XVIII века до начала ХХ века. В рамках этого периода выделены четыре строительных этапа. На первом, начальном, этапе, занявшем около 100 лет (1700-е – 1790-е годы), комплекс складывался достаточно медленно. Это было связано с малочисленностью братии, недостатком материальных средств и статусом монастыря, который после учреждения монастырских штатов в 1764 году был отнесён к заштатным и возглавлялся не настоятелями, а строителями.

Известно, что в июне 1708 года строитель Феодоровского монастыря иеромонах Михаил с братией подали челобитную великому государю Петру Алексеевичу о возведении на территории монастыря каменного храма во имя Феодоровской Божьей Матери с приделом Александра Невского. В прошении сообщалось, что находящаяся в обители деревянная церковь во имя Богоматери Феодоровской, с приделом Святого Александра Невского, обветшала (вероятно, речь идёт о часовне, с давних пор находившейся на кладбище) [Опубликовано в кн.: Филатов Н.Ф. Городец на Волге XII–XIX веков / Сост. Н.Ф. Поляков, В.Н. Филатова, М.Г. Шашков. Нижний Новгород, ДЕКОМ, 2005 г. С. 157. (Ссылка на: ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 939. Л. 1–1об.)]. Благословение на постройку храма было получено. Однако, в связи с недостатком средств, строительство шло медленно; кроме того, в 1765 году большой пожар уничтожил все деревянные постройки монастыря, а каменные «повредил до основания». Монастырь был восстановлен стараниями управителя Городецкой волости Афанасия Яковлева. Холодная однопрестольная соборная церковь Богоматери Феодоровской была освящена только 19 мая 1767 года, во время посещения Городца Екатериной II [Историческое описание Городецкого Феодоровского монастыря… СПб., 1870. С. 22]. Архитектура храма была характерна для провинциальных церквей XVIII века. Кубический объём, дополненный трёхлопастной апсидой, был перекрыт четырёхскатной кровлей и увенчан пятью небольшими глухими главами с тонкими шейками (илл. 1). Не ранее 1764 года в монастыре было начато строительство второй каменной тёплой церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печёрских. Храм был освящён в 1798 году [ЦАНО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 49. Описи церковно-монастырского имущества за 1834 г. Реестры вновь приобретённых и выбывших монастырских вещей за 1840 г.]. Фотография середины XIX века даёт возможность судить о его облике, в котором имелись черты классицизма — крестообразный план, крупный купол на широком цилиндрическом барабане, полуциркульные окна на фронтонах.

Общий вид Городецкого Феодоровского монастыря в конце XIX в. Слева — собор Феодоровской Божьей матери (1708–1767 гг.), справа — собор Александра Невского (1872–1882 гг., арх. Л.В. Даль). Почтовая открытка М.П. Дмитриева
Иллюстрация 1. Общий вид Городецкого Феодоровского монастыря в конце XIX века. Слева — собор Феодоровской Божьей матери (1708–1767 гг.), справа — собор Александра Невского (1872–1882 гг., арх. Л.В. Даль). Почтовая открытка М.П. Дмитриева

Второй период в строительной истории монастыря (1830-е – 1840-е гг.) связан с именем архимандрита Петра Каменского, учёного, бывшего руководителя российской духовной миссии в Китае. Став в 1833 году насельником Феодоровского монастыря, он пожертвовал крупные суммы на возобновление зданий и на украшение обители (всего около 8000 руб.). В 1833 году к церкви Богоматери Феодоровской была пристроена невысокая каменная колокольня с четвериковым основанием, на котором располагался восьмерик, увенчанный шатром [История Феодоровского Городецкого монастыря… СПб., 1913. C. 24–25]. Под колокольней была устроена небольшая каменная церковь во имя великомученика Феодора Стратилата [ЦАНО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 73. Опись церковного и монастырского имущества (начата в 1847 г.)].

В 1834 году по ходатайству П. Каменского, монастырю было отпущено около 20 000 руб. на строительство каменного братского корпуса и ремонт двух его флигелей [История Феодоровского Городецкого монастыря… СПб., 1913. С. 24–25]. Речь идёт о протяжённом корпусе, ограждавшем территорию монастыря с южной стороны. В разные годы здесь находились покои настоятеля, братские кельи, трапезная, кухня, библиотека, «рухлядная». Корпус был построен в 1837–1838 гг. архитектором Нижегородской ярмарки И.И. Межецким [ЦАНО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 54. Донесение о ревизии отчётности по построению каменных корпусов в монастыре (30 дек. 1838 г.)]. Авторский чертёж из фондов ЦАНО позволяет судить о его первоначальном облике: это был двухэтажный каменный корпус с примыкающими к нему с обеих сторон одноэтажными флигелями и двумя невысокими башенками [ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 26. Дело по ходатайству Городецкого Феодоровского монастыря об изыскании сумм на его ремонт (27 окт. 1832 г. — 20 апр. 1839 г.)]. Архитектура южного корпуса была выдержана в простых и строгих формах классицизма. Симметрию главного (северного) фасада, обращённого в сторону монастыря, подчёркивало центральное расположение главного входа и итальянское окно над ним (илл. 2). По мнению Ю.Г. Галая, восточный одноэтажный каменный корпус с угловой башенкой также был возведён И.И. Межецким в 1837 году [Галай Ю.Г. Фёдоровский монастырь // Городецкая старина. Вып. 2. 1994. С. 21]. В разное время в нём размещались кельи воспитанников монастырского училища, братские кельи, трапезная, кухня и погреб. С западной, северной и восточной сторон монастырь был окружён каменной оградой с четырьмя башенками, построенной не позднее 1847 года [ЦАНО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 73. Опись церковного и монастырского имущества (начата в 1847 г.)].

Южный братский корпус (1837–1838 гг., арх. И.И. Межецкий).<br />а) Северный фасад. Прорись Д.В. Ушанкова с авторского чертежа И.И. Межецкого; б) План 1 этажа, современное состояние. Чертёж Д.В. Ушанкова по документам БТИ г. Городца
Иллюстрация 2. Южный братский корпус (1837–1838 гг., арх. И.И. Межецкий).
а) Северный фасад. Прорись Д.В. Ушанкова с авторского чертежа И.И. Межецкого
ЦАНО, Ф. 570. Оп. 557. Д. 26;
б) План 1 этажа, современное состояние. Чертёж Д.В. Ушанкова по документам БТИ г. Городца

В 1867 году на должность строителя монастыря был назначен иеромонах Феодосий, человек деятельный и энергичный. Спустя всего три года, в 1870 году после открытия при обители благотворительных заведений (мужского двухклассного училища, больничного покоя и аптеки) монастырь был возведён в штатный второклассный общежительный; Феодосий, получивший сан архимандрита, стал его настоятелем [История Феодоровского Городецкого монастыря… СПб., 1913. С. 84]. Это способствовало оживлению строительной деятельности в монастыре, которая вступила в свой третий этап (1870-е – 1890-е гг.).

Собор Александра Невского (1872–1882 гг., арх. Л.В. Даль). Южный фасад, план 1 яруса. Колокольня (начало ХХ в., арх. А.К. Никитин). Фасад. Фиксационные чертежи 1926 г.
Иллюстрация 3. Собор Александра Невского (1872–1882 гг., арх. Л.В. Даль). Южный фасад, план 1 яруса. Колокольня (начало ХХ в., арх. А.К. Никитин). Фасад. Фиксационные чертежи 1926 г. ЦАНО, Ф. 1679. Оп. 2. Д. 213

В 1872 году была торжественно отпразднована закладка нового собора Александра Невского, заменившего собой обветшавшее классицистическое здание. Новый храм, построенный по проекту Академика архитектуры Л.В. Даля, был освящён в 1882 году, а его приделы (первый — во имя преподобных Антония и Феодосия Печёрских; второй — во имя трёх святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) в 1883 году. Храм был построен на монастырские средства и добровольные пожертвования; особенно крупные суммы внесли жители Городца Т.А. Плеханов и купец I гильдии И.А. Нозринский [Историческое описание Феодоровского монастыря в связи с минувшим политическим значением села Городца Нижегородской губернии Балахнинского уезда. 2-е издание. Нижний Новгород, 1900. С. 42–44]. Собор имел богатую композицию и отличался активной пластикой крупных объёмов. Центральный четверик, увенчанный пятиглавьем, был окружён более низкими объёмами приделов, притвора и алтарных апсид. Зодчий применил здесь приём контраста масштабов: верхняя часть четверика со скошенными углами, расчленёнными на три прясла фасадами и позакомарным покрытием кровли, выглядела миниатюрной по сравнению с монументальными формами нижнего яруса — широкими плавными дугами апсид, фигурными щипцовыми завершениями боковых фасадов приделов. Архитектура собора была выдержана в русском стиле второй половины XIX века (илл. 1, 3). Внутри храма были устроены хоры; центральная часть дубового иконостаса была выполнена в виде сени с шатром и главой [Городецкий историко-художественный музейный комплекс (ГИХМК). Фотоархив].

Восточный братский корпус с трапезной церковью (1904–1905 гг., арх. Н.М. Вешняков). Западный фасад, план 1 этажа. Авторские чертежи Н.М. Вешнякова
Иллюстрация 4. Восточный братский корпус с трапезной церковью
(1904–1905 гг., арх. Н. М. Вешняков). Западный фасад, план 1 этажа. Авторские чертежи Н.М. Вешнякова. ЦАНО, Ф. 5. Оп. 50. Д. 16392

В связи с началом строительства нового собора Александра Невского, сравнительно небольшая площадь храма Богоматери Феодоровской также была увеличена устройством хоров с двумя приделами, освящёнными в 1872 году [Историческое описание Феодоровского монастыря в связи с минувшим… Нижний Новгород, 1900. С. 42].

В 1894 году с западной стороны монастыря были построены монументальные каменные ворота. Широкая арка центрального въезда, увенчанная тремя небольшими главками, фланкировалась двумя узкими калитками, а также зданием сторожки с правой стороны и вторыми воротами с левой [Городецкий историко-художественный музейный комплекс (ГИХМК). Фотоархив]. Подобные ворота получили широкое распространение в храмовых комплексах и жилых усадьбах Городца конца XIX века.

Последний, четвёртый период строительной истории монастыря относится к началу ХХ века (1900-е – 1910-е годы). В это время, в связи с предстоящим празднованием 300-летия царствования дома Романовых, особо чтивших икону Богоматери Феодоровской, монастырь привлекал к себе особое внимание. Его территория была расширена за счёт присоединения участка с восточной стороны; здесь был построен двухэтажный каменный братский корпус с трапезной церковью. Проект был составлен в 1904 году нижегородским архитектором Н.М. Вешняковым [ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 16392. Дело об утверждении чертежей на постройку трапезного корпуса с церковью в Городецком Фёдоровском женском монастыре]. Г-образный план включал в себя двусветное помещение храма с хорами, к продольной стороне которого примыкал коридор с двусторонним расположением помещений (братских келий, больничных палат, библиотеки, портняжной, сапожной, кухни). Во внешнем облике здания храм был обозначен полукруглым аттиком с тремя миниатюрными главками на западном фасаде и объёмом гранёной апсиды на восточном. В архитектуре корпуса присутствовали черты неорусского стиля начала ХХ века (илл. 4). Трапезная церковь стала четвёртым монастырским храмом. Она была построена на средства московской купеческой четы Козловых и освящена в 1908 году во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона [История Феодоровского Городецкого монастыря… СПб., 1913. C. 93].

В период между 1900 и 1913 годами одноэтажные флигеля южного братского корпуса были надстроены вторым этажом. В это же время с западной стороны монастыря по оси собора Александра Невского была построена пятиярусная колокольня высотой около 55 м, выполненная из красного лицевого кирпича (автор — нижегородский епархиальный архитектор А.К. Никитин) [Там же. С. 93]. Квадратные в плане ярусы колокольни имели арочные проёмы, зрительно облегчающие массивность ее объёма. Верхний цилиндрический ярус нёс крупную луковичную главу. Фасады украшал ковровый декор из квадратных филёнок и крестов (илл. 3). Излишне крупномасштабная, по сравнению с остальными постройками монастыря, колокольня была выполнена в духе эклектики с обращением к национальным формам [ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 213. План Александро-Невской церкви в Городце (территория Фёдоровского монастыря)]. Она стала самой заметной высотной доминантой в панораме Городца, хорошо просматриваясь и со стороны Волги.

Общий вид Городецкого Феодоровского монастыря с северо-восточной стороны. Почтовая открытка начала ХХ века
Иллюстрация 5. Общий вид Городецкого Феодоровского монастыря с северо-восточной стороны. Почтовая открытка начала ХХ века

Таким образом, в наиболее полном виде архитектурный комплекс Феодоровского монастыря сформировался к 1910-м годам (илл. 5). Его живописное изображение этих лет сохранилось на оборотной стороне иконы Богоматери Феодоровской, которая ныне хранится в фондах Городецкого историко-художественного музейного комплекса. Сопоставление этого изображения с фиксационными чертежами 1926 года из фондов ЦАНО и старинными фотографиями подтверждает его достоверность (илл. 6). Главным фасадом комплекса был западный, обращённый одновременно и к Городцу, и к Волге. Четырёхугольная в плане территория была обнесена с трёх сторон каменной оградой с невысокими башенками, а с южной стороны ограничивалась братским корпусом. Центральное место занимали два соборных храма, между которыми было небольшое кладбище. С западной стороны, перед собором Александра Невского возвышалась колокольня начала ХХ века. С восточной стороны параллельно друг другу располагались обветшавший к этому времени одноэтажный каменный корпус, предназначавшийся к слому, и новый двухэтажный каменный корпус с трапезной церковью. С северной стороны имелись ещё два здания: одноэтажный каменный флигель, где размещалась больница с аптекой, и деревянный братский корпус на каменном фундаменте [История Феодоровского Городецкого монастыря… СПб., 1913. C. 94]. Комплекс был дополнен рядом каменных и деревянных построек хозяйственного назначения (бани, амбары, овины, конюшня, каретник, скотный двор и другие). С северной стороны имелся сад; с восточной — огород. Вне стен монастыря, с западной стороны, слева от главного входа находилось здание Александро-Невского двухклассного мужского училища, открытого при монастыре в 1867 году. С 1869 года училище располагалось в специально построенном деревянном двухэтажном доме с мезонином. Верхний этаж в нём занимали классы, спальни для воспитанников, библиотека, квартира наставника; на нижнем этаже находились столовая, кухня и помещения прислуги [Историческое описание Феодоровского монастыря в связи с минувшим… Нижний. Новгород, 1900. С. 46]. Рядом с училищем имелась двухэтажная полукаменная монастырская гостиница и два одноэтажных флигеля хозяйственного назначения. Эти здания составляли своего рода «буферную зону» между жилой застройкой и собственно монастырём. С южной стороны, у дороги на Семёнов, находилась небольшая купольная часовня над источником, выполненная в классицистических формах [История Фёдоровского Городецкого монастыря… СПб., 1913. C. 99].

Послереволюционная судьба Феодоровского монастыря не стала, к сожалению, исключением из общей практики тех лет. В 1927 году он был закрыт. Некоторое время его постройки занимала районная колхозная школа, колокольня использовалась как водонапорная башня, собор Феодоровской Божьей матери был переоборудован под электростанцию. Собор Александра Невского оставался в пользовании общины верующих до 1934 года, когда все монастырские строения были переданы управлению НКВД для размещения Трудовой коммуны правонарушителей [Галай Ю.Г. Городецкие храмы в 30-х годах прошлого столетия // Городецкие чтения. Вып. IV. По материалам научно-практической конференции «Городец на карте России: история, культура, язык» (апрель 2002). Городец, 2003. С. 83–90].

К середине ХХ века все монастырские церкви и колокольни были разрушены. В 1970-х годах в северной части бывшей территории монастыря были построены корпуса Центральной районной больницы. В результате разбивки Пролетарской площади были уничтожены все монастырские строения и прилегающая застройка с западной стороны. Уцелели лишь южный и восточный братские корпуса, дошедшие до наших дней в перестроенном виде. В первом (площадь Пролетарская, дом 34) до 2008 года находилась городецкая больница; второй (улица Титова, дом 2) занимало почтовое отделение.

Но времена меняются. Летом 2008 года на прежнем месте началось воссоздание собора Феодоровской Божьей Матери (проект выполнен ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород»). На кафедре архитектурного проектирования ННГАСУ выполняется магистерская диссертация «Графическая реконструкция архитектурного комплекса Городецкого Феодоровского монастыря в начале ХХ в.» (магистрант Д.В. Ушанков, научный руководитель А.В. Лисицына). Всё это вселяет надежду на то, что со временем возрождённый Феодоровский монастырь вновь станет средоточием духовной жизни города, символом связи времён, возрождения вечных, непреходящих ценностей.

а) Вид Городецкого Феодоровского монастыря с западной стороны. Изображение начала ХХ в., с оборотной стороны иконы Богоматери Феодоровской (Городецкий историко-художественный музейный комплекс); б) Схема генерального плана монастыря в начале ХХ в. Выполнена А.В. Лисицыной по архивным документам
Иллюстрация 6. а) Вид Городецкого Феодоровского монастыря с западной стороны. Изображение начала ХХ века, с оборотной стороны иконы Богоматери Феодоровской (Городецкий историко-художественный музейный комплекс);
б) Схема генерального плана монастыря в начале ХХ века.
Выполнена А.В. Лисицыной по архивным документам
ЦАНО, Ф. 5. Оп. 50. Д. 16392; Ф. 1679. Оп. 2. Д. 213

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский