РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Архиеп. Валентин (Мищук). Начало распространения христианства на Владимиро-Суздальской земле. Доклад, посвященный 1000-летию Крещения Владимиро-Суздальской земли (990—1990). В кн.: К вопросу о дате основания г. Владимира. Владимир, 1992. С. 21-38. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.russiancity.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2010 г.

 

 

Архиеп. Валентин (Мищук)

НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
НА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

 

Доклад, посвященный 1000-летию Крещения Владимиро-Суздальской земли (990—1990)

 

Ваши Высокопреосвященства, уважаемые гости и все участники настоящих Юбилейных торжеств!

Два года отделяют нас от тех светлых и радостных дней, когда мы со всею полнотою Русской Православной Церкви, со всеми, кому дороги истоки и историческая память Отечества, кому близка наша святая Церковь и наш народ, торжественно праздновали 1000-летие Крещения Руси. Сегодня для христиан Владимирской земли этот праздник по праву возвращается вторично. Благодаря Бога, мы ныне молитвенно чествуем 1000-летний Юбилей просвещения Светом Христовым именно Ростово-Суздальских земель, о чем ярко свидетельствуют летописные сказания и исторические источники.

Они говорят нам о том, что вскоре по крещении киевлян в 988 году святой благоверный равноапостольный великий князь Владимир прибыл в пределы Ростово-Суздальской земли в сопровождении нескольких греческих епископов и через святое Крещение положил начало христианизации этого края.

Первоисточником в данном вопросе, как и в вопросе о времени основания города Владимира-на-Клязьме, надлежит считать летопись преподобного Нестора по Никоновскому списку, где приведен целый ряд фактов христианской и государственно-политической деятельности святого князя Владимира. В Патриаршей или Никоновской летописи под 6500 годом от сотворения мира или 992 годом от Рождества Христова сообщается: “В лето 6500. Ходи Володимер в Суздальскую землю и тамо крести всех, бе же с Владимиром два епископа Фотия патриарха. И заложи тамо град в свое имя Володимер на реце на Клязьме, и церковь в нем постави деревяну пречистыя Богородицы, и наказуеше люди с епископы Фотия патриарха. И бысть благочестие велие, и сташа верха христианския яко солнце и день ото дня наперед успеваше. И радовашеся Володимер душею и сердцем и много имения убогим и нищим раздаяше, и ставяще по


-21-

улицам ядение и питие, хто что хотяше насыщаеся. Того же лета посла Владимер на Печенеги и одолеша их..” 1 Это утверждение Никоновской летописи поддерживалось и позднейшими летописцами.

Приводя далее летописные и исторические свидетельства, сразу следует сделать оговорку о том, что эти свидетельства, будучи единодушны в утверждении факта начала распространения христианства в Ростово-Суздальской земле трудами святого князя Владимира и прибывшего с ним греческого духовенства, вместе с тем иногда расходятся в указании имени Константинопольского Патриарха, при котором произошло это событие, а также самого года посещения князем Владимиром Ростово-Суздальских земель.

Тексты с именами Патриархов Сергия, что находим в Российском Синопсисе 2, и Фотия, о чем повествует, как мы видели, Никоновская летопись и что потом повторено в Книге степенной царского родословия 3 и в Мазуринском летописце последней четверти XVII века 4, содержат ошибку. В этот период Константинопольской церковью управлял святой Николай Хризоверг, и большинство текстов совершенно правильно называют его имя. Патриарх же Фотий жил почти за сто лет до святого князя Владимира 5.

Точто так же почти все тексты указывают 6498 год от сотворения мира (или 990 год от Рождества Христова) как год прибытия святого князя Владимира в Ростово-Суздальскую землю, с чем всегда было согласно и народно-историческое предание. Так, в прошлом веке празднование 900-летия Крещения Владимиро-Суздальской земли совершалось в 1890 году в день памяти святителя Феодора, первого епископа Суздальского. Тем не менее, как видим, Никоновская летопись помещает сообщение о Крещении Суздальской земли под 6500-м, то есть 992-м годом. Наиболее вероятно, что этот год указывает не только на сам факт начала распространения христианства в этих землях, но и на последовавшее затем образование в этих местах первой епископии — Ростовской. Архангелогородский летописец и Список Мациевича (Устюжская летопись) помещают сообщение об основании святым князем Владимиром города Владимира-на-Клязьме под 6499-м, то есть под 991-м годом: “а в Словенской земли град постави, нарече Володимер на Клязме” 6.

Не всегда одинаково сообщают нам тексты и о числе епископов, прибывших со святым князем Владимиром в Суздальскую землю. Некоторые из них, как, например, Киевский и Российский синопсисы, называют трех епископов — Иоакима, Феодора и Фому. Другие же, как, например, Степенная книга, говорят о двух епископах. Но все источники согласны между собой в том, что постоянно был оставлен Пастырем для новопрос-


1 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). — М.: Наука, 1965. Т. Х.

2 Российский Синопсис. — СПб, 1735. С. 100.

3 ПСРЛ. — СПб, 1908. Т. XXI. Глава 42. Крещение Суздальской земли и начали граду Владимиру.

4 ПСРЛ. — М.: Наука, 1968. Т. XXXI.

5 Эту ошибку довольно удачно объяснил Преосвященный Филарет в своей Истории Русской Церкви (Т .I, 15). См. еще о том же в Истории Русской Церкви проф. Голубинского (T. I, с. 273)

6 ПСРЛ. — Л.: Наука, 1982. Т. XXXVII.


-22-

вещенных христиан Ростово-Суздальской земли епископ Феодор. Представляется, что само разночтение исторических источников в деталях при полном совпадении основного содержания описываемого события как раз и свидетельствует о его подлинности. Тексты не были подвергнуты позднее грубому редактированию и полной унификации, но имеют в своей основе древние сведения. Послушаем теперь сами тексты.

О событии Крещения Ростово-Суздальской земли, как и об основании города Владимира-на-Клязьме, кроме Никоновской летописи находим сообщение еще и в летописи по Воскресенскому списку, что составляет средний текст летописи преподобного Нестора. “О граде Володимере. В лето 6498. Постави Володимер в Киеве первую церковь святого Георгия, ноября 26. И пришед из Киева в Суздальскую землю, постави град во свое имя Володимер и спом посыпа, и церковь святую Богородную соборную древяну постави и вси людие крестив Русския и наместницы по всей земли” 1.

Почти так же повествуется и в Новгородской четвертой летописи: “... Постави Владимер в Киеве 1-ю церковь святого Георгия ноября 26. И пришед ис Киева во Словеньскую землю и постави град во свое имя Володимер и спом осыпа и церковь соборную святую Богородицю древяную постави и вся люди крести Рускыя и наместницы” 2.

Это же сообщение содержит и Софийская первая летопись с тою лишь разницею, что вместо Словенской указана Смоленская земля. Нетрудно заметить при сопоставлении текстов цитировавшейся выше Новгородской летописи и летописи Софийской, что в последней летописцем допущена просто описка, “Того же лета постави князь Володимер в Киеве первую церковь Георгия ноября в 26. И пришед из Киева в Смоленскую землю, постави град в свое имя Володимер и спом осыпа и церковь святую Богородицкую сборку древену постави, и вси люди крестив Русьскыя и наместницы” 3.

Тверская летопись свидетельствует: “О граде Володимере Залесском, иже в Суждальской земле, на реце Клязме. В лето 6498 (990 год). Поиде Володимерь в Словянскую землю и страну Залесскую, и в Суждалстей области и Ростовьстей постави град в свое имя Володимерь на реце на Клязме, на усть Лебеды, и спом осыпа; и постави церковь сьборную пресвятыа Богородица Успение, древяну, и спом осыпав. И постави церкви, и вси люди крести Русскыа, и намесници по всей земли, и иде в Киевъ” 4.

Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки, под 6497 (989) годом сообщает о святом князе Владимире: “B лето 6497... и потом пришел из Киева в Словенскую землю, и постави церковь деревяну святую Богородицу соборную, и спом осыпа, и люди крести, и наместники посади и прииде в Киев...” 5


1 ПСРЛ. — СПб, 1856. Т. VII.

2 ПСРЛ. — Петроград, 1915. Т. IV.

3 ПСРЛ.— СПб, 1851. T. V.

4 ПСРЛ.— СПб, 1863. Т. XV. С.113-114.

5 ПСРЛ. — СПб, 1889. T. XVI.


-23-

Упоминавшаяся нами Книга степенная царского родословия повествует: “И паки в лето 6498 от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суждальскую землю, взям с собою двух епископов иже приидоша к нему в Корсунь с митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фотия и в земли Суждальской все люди крестиша. Тамо же и град заложи светел и красен и во свое имя нарече его Владимир на реце на Клязьме, в им же и церковь постави древяну во имя Пречистыя Богоматери, честного ея Успения. И толико той град возлюби и украси и почьте, яко паче всех град Русских того имени повсюду обносится...” 1

То же находим в Степенной книге и в статье “Житие святой Ольги”: “... и многи церкви и монастыреве в Киеве и во всех градах своих воздвиже и на Клязьме реце во свое имя град созда, зовомый Владимир, в нем же церковь древяну постави во имя Богородица честного ей Успения, и ины многи грады и церкви постави...” 2

Первым составителем Степенной книги признается митрополит Киприан Серб, живший в конце XIV века. Многие древние списки летописей, которыми мог тогда еще пользоваться митрополит Киприан и которые не дошли до нас, несомненно, дали ему тот материал, который он и изложил в 42-й главе этой книги. Продолжатель дела митрополита Киприана митрополит Московский Макарий, живший в XVI веке, рассмотрев Степенную книгу, оставил ее без изменения, находя, что сведения, приведенные в ней, заслуживают доверия.

Отрывок начала старого Русского Летописца, писанного, как это видно из родословца, в княжение великого князя Иоанна III Васильевича (1462—1505), при жизни сына его Ивана Ивановича Младого (+1490), сообщает нам следующее: “И прииде великий князь Владимер в Залешскую землю, и заложь град Володимер в свое имя, и церкви постави во имя Пречистыя оуспение святей Богородица, и люди крести, и християнство оустави; и посади сына Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, и повеле грады ставити и святыя церкви, а сам иде в Киев, и преставися в вечьноую жизнь (+1015), княжив лет 28 по крещении” 3.

Начало летописи по Эрмитажному списку Московского летописного свода конца XV века содержит такие сведения: “В лето 6498. Иде Володи мер в Суздалскую землю и постави град в свое имя Володимер и спом осыпа, и церковь святую Богородицу соборную деревяну постави, и вси людие крести Руския, и наместници по всей земли” 4.

Сокращенный летописный свод 1493 года говорит: “В лета 6498. Иде Володимер в Соуздальскую землю, в Смоленскую землю и тамо крести все те земли и заложи тамо в свое имя град Володимер на реце на Клязьме, спом осыпа и церковь в нем постави древяну Оуспениа святыа богородица, и все люди крести” 5.


1 ПСРЛ. — СПб, 1908. Т. XXI.

2 Там же. С. 27.

3 Цит. по: Виноградов Александр, протоиерей. История кафедрального Успенского собора в губ. городе Владимире. — Владимир, 1905. Приложения.. С.70.

4 ПСРЛ. — М. - Л.., 1949. T. XXV.

5 ПСРЛ. — М. - Л., 1962. T. XXVII.


-24-

Летописный свод 1497 года сообщает: “В лето 6498. Ходи Володимер в землю Суздальскую и тамо град в свое имя заложи Володимер, иже на Клязме, и церковь в нем постави древяну, святую Троицу, и все люди и ту крести” 1. Упоминание здесь о построении во Владимире церкви святой Троицы явно содержит ошибку, так как все источники единодушны в том, что первый храм в городе был создан в честь Богоматери.

Уваровская летопись, летописный свод 1518 года, повторяет вышеприведенные свидетельства: “ В лето 6498. Ходи Володимер в землю Суздальскую и тамо град во свое имя заложи Володимерь, иже на Клязьме, и церковь в нем постави деревяну, святую Богородицу и все люди ту крести” 2.

Русский Хронограф редакции 1512 года в 178-й главе повествует: “В лето 6498 иде Владимер в Смоленскую землю и тамо крести все те земли. И заложи тамо град в свое имя Владимир на реце на Клязьме, съпом осыпа и церковь в нем постави деревяну Оуспения святыя Богородица и вся люди крести” 3.

В Ермолинской летописи говорится, что “в лето 6498 князь великий Владимир ходи в землю Суздальскую и тамо заложи град Володимерь во свое имя на реце на Клязме и церковь постави в нем деревяну, Успения святые Богородицы и ту сущая люди вси крести” 4.

В летописи по Типографскому списку интересующие нас события описаны так: “О граде Володимери, иже в Суздальской земли. В лето 6498 иде Володимер в Суздальскую землю и постави град в свое имя Володимер и спом осыпа и церковь святую Богородицею соборную древяну постави и вси людие крести Роцсия и наместницы по всей земли. Град Володимер от Золотых ворот до Рождественских ворот в шесть сот саженей и сорок сажен, а старой ветчаной город от Рождественских ворот до конец спа в длину к Зачатию шесть сот сажен и двадесят сажен. И всего от Золотых ворот в длину тысяча и двести и 60...” 5.

Вологодско-Пермская летопись говорит: “... Того же лета постави князь Владимер в Киеве первую церковь святого Егория ноября 26. Пришед ис Киева в Смоленскую землю и постави град в свое имя Владимир и спом осыпа, и церковь зборную святую Богородицю древяну постави и вси люди крести Русския и наместники” 6. Как видим, в этой летописи повторена ошибка о Смоленской (вместо Словенской) земле, которую мы находили в первой Софийской летописи.

Во Владимирском летописце по Синодальному списку сообщается: “В лето 6498. Владимер заложи град в Залесской земли и прозва его в свое имя Володимер и постави церковь древяну святей богородице Успение собор” 7.


1 ПСРЛ. — М. - Л., 1963. T. XXVIII.

2 Там же.

3 ПСРЛ. — СПб, 1911. Т. XXII.

4 ПСРЛ. — СПб, 1910. Т. XXIII.

5 ПСРЛ. — Петроград, 1921. T. XXIV.

6 ПСРЛ. — М. - Л.. 1959. T. XXVI. С.31.

7 ПСРЛ. — М.: Наука. 1965. Т. XXX.


-25-

В письменном Хронографе, известном под именем Дорофея, митрополита Монемвассийского, в конце о России говорится: “В лето 6498 (990) великий князь Владимир крести всю землю Суздальскую” 1.

В Прибавлении к Ипатьевской летописи сказано: “О княжении Володимеровом... В лето 6498 (990). Пойде Владимер во землю Славенскую и страну Залескую, в Суждалстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь пресвятой Богородици соборную; повеле же людей повсюду крестити и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора” 2. текст “Прибавления” идентичен соответствующему месту Густынской летописи.

Название этой летописи происходит от одного из списков, который был написан в 1670 году иеромонахом Густынского Прилуцкого монастыря Полтавской губернии Михаилом Лосицким. По этому списку, как более исправному, летопись и была издана. Предполагается, что составлена она была ранее первой половины XVII века. Густынская летопись в изложении событий до конца XIII века представляет собой сокращение древней Ипатьевской летописи, дополненное ссылками на другие русские летописи и сказания, на греческих хронистов и латинопольских писателей 3.

Киевский Синопсис относительно празднуемого нами события сообщает следующее: “Владимир святый с присланными от Святейшего патриарха Цареградского Николы тремя епископы, Иоакимом, Феодором и Фомою, пойде из Киева в страны Суждальския и Ростовския и заложи тамо град над рекою Клязьмою и нарече его первым своим именем Владимир... Постави же тамо Владимир и церковь во имя Пресвятыя Богородицы и епископа Феодора остави” 4.

Киевский Синопсис составлен в конце XVII века бывшим ректором Киевской духовной академии Иннокентием Гизелем. В основу Синопсиса положена Хроника о событиях в России до 1290 года, составленная в свое время ректором Киевской духовной академии Феодосием Сафоновичем. Свою Хронику Сафонович составлял по Киевской и Волынской летописям. Гизель же восполнял ее сведениями из польских историков.

Почти так же, как в Киевском Синопсисе, повествуется о Крещении Ростово-Суздальской земли и в Российском Синопсисе: “Владимир святый с присланными от Святейшего патриарха Сергия тремя епископы, Иоакимом, Феодором и Фомою, пойде во страны Суздальския и Ростовския... и епископа Феодора остави” 5.


1 Цит. по: Березин В. Начало христианства в стране Суздальской. — Влад. епарх. ведомости, 1890. N 7. С.222.

2 ПСРЛ. — СПб. 1859. Т. II. С.258.

3 Протоиерей Александр Виноградов в своей книге “История кафедрального Успенского собора в губ. городе Владимире”, цитируя вышеприведенный текст Густынской летописи, так и пишет: “В Ипатьевской летописи сказано...” Фактически же этот текст содержится в Прибавлении к Ипатьевской летописи, которое озаглавлено “О княжении Володимеровом”.

4 Цит.по: Труды Киевской духовной академии. — 1888. Т. II. С.602.

5 Российский Синопсис... С. 100.


-26-

Упоминавшийся уже нами Мазуринский летописец последней четверти XVII века сообщает: “Лета 6498-го (990 год). О крещении Суздальской земли и начало граду Владимеру. От Киева подвижеся великий князь Владимер шествовати в Суздальскую землю, взем с собою дву епископов, иже приидоша к нему в Корсунь с митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фатея. И в земли Суздальстей вся люди крестиша. Тамо же и град заложи светел же и красен и во свое имя нарече его Владимер на реке на Клязьме; в нем же и церковь воздвиже древянную во имя пресвятыя богоматере честнаго ея Успения; и толико той град возлюби и украси, и почти его паче всех градов руских, того имени повсюду обноситися” 1.

Двинский летописец в Холмогорской летописи с той же ошибкой о Смоленской земле вместо Словенской под 6497 (989) годом также сообщает: “В лето 6497. Пришед князь Владимир ис Киева в Смоленскую землю, постави град в свое имя Владимер и церковь Пречистую древяну постави. Того же лета заложи в Киеве церковь святого великомученика Георгия и празднуют ноября в 26 день, а соверши князь великий Ярослав” 2.

Свидетельство Пискаревского летописца таково: “О граде Владимире на Суздальской земле. В лето 6498 (990 год) иде Владимер в Суздальскую землю и постави град во свое имя Володимер и спом осыпа, и церковь святую Богородицу соборную постави, и вси люди руския крести, и наместницы по всей земли устави” 3.

Среди белорусско-литовских летописей интересно сообщение Супрасльской летописи: “Сказание о верных князех русских. Первое како крести Русскую землю святыи правъверный князь Владимер Киевски и всея Руси, наследник благоверному князю Констентину, иже сам крестися и люди навги веровати во светую троицю, отца и сына и святого духа. Потом поиде в Словенскую землю, на реце на Клязьме постави город именем Владимир, во свое имя ветшано город и постави, и зборную церков святую Богородицю древяную, и спом осыпа, и стави церков, и крести люди, и посади наместники, и иде в Киев... И минув много лет, и потом други приде князь Владимир Мономах ис Киева жь во Володимер град и поставил церков камену святого Спаса у Злотых ворот, а сам поиде в Киев. По неколицех летех приде сын его Юрий Долгоруки, велики князь Киевски и всея Руси и постави церков святого Юрия каменную, и поеха в Киев” 4.

Архангелогородский летописец в Устюжской летописи говорит: “В лето 6499. Начаздати церковь каменную святы я Богородица, а в Словенской земле град постави, нарече Володимер на Клязме, а первую церковь постави в Киеве святого Георгия и словена крести, церковь постави пречистые Богородица, и во всем дасть в суде десятое” 5.


1 ПСРЛ. — М.: Наука. 1968. T. XXXI. С. 47.

2 ПСРЛ. — Л.: Наука. 1977. Т. ХХХIII.

3 ПСРЛ. — М.: Наука. 1978. T. XXXIV.

4 ПСРЛ. — Наука. Т. XXXV.

5 ПСРЛ. — Л.: Наука. 1982. T. XXXVII.


-27-

То же самое находим в этой летописи и по списку Мациевича 1.

В Вологодской летописи пишется: “В лето 6498-го. Постави Володимер в Киеве 1-ю церковь святаго Георгия ноября в 26 день. Того же лета в Суздальской земли созда град Володимер во свое имя и соборную церковь древяную, и вся люди крести и просвети святым крещением” 2.

Архиепископ Суздальский Серапион (1634—1654) по указу царя Михаила Феодоровича в 1635 году сделал в Суздальском соборном храме стенные надписи над мощами святителей Феодора и Иоанна. В своем труде “Историческое собрание о граде Суждале” соборный ключарь Анания Феодоров пишет, что “Суздальская соборная церковь стенным письмом надписана бысть многоразличным тщанием... Архиепископ Серапион имел многую веру и благоговение к великим святителям и чудотворцам Иоанну и Феодору, епископам Суздальским, и при нем быша построены во имя сих святителей святые храмы, о чесом освященный антиминс и записныя о дании благословенных граммат книги показуют” 3.

Надпись над мощами святителя Иоанна исторически совершенно точна: “Лета 6882, октября в 15 день сей святитель Иоанн преставися и почи зде”. По какой причине отказывать в достоверности и надписи над мощами святителя Феодора? Несомненно, что архиепископ Серапион, относившийся к надписям “с многоразличным тщанием”, использовал весь доступный ему исторический материал для уточнения их содержания и, вероятно, имел такие письменные источники и устные предания, которые далеко не все дошли до нашего времени. Надпись над мощами святителя Феодора гласит: “В лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым Крещением и паству вручи епископу Феодору”.

В 1749 году по благословению епископа Суздальского и Юрьевского Порфирия (Крайского, 1748—1755) Суздальский соборный ключарь Анания Феодоров написал историю Суздаля — “Историческое собрание о граде Суждале”. Специально изучая вопрос о времени прибытия святителя Феодора в Ростово-Суздальскую землю, автор пришел к такому выводу: “По крещении святаго равноапостольнаго всероссийскаго великаго князя Владимира в лето 6496 (от Рождества Христова 988), великий святитель и чудотворец Феодор, епископ Суждальский, егоже равноапостольный князь Владимир взял с митрополитом из Греции в Россию, прием паству в Суждале в лето 6498 (от Рождества Христова 990), преставися же и положен бысть в Суждальской соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы; память его торжественно святая церковь празднует июня 8 числа” 4.

Минеи-Четьи под 15-м числом июля месяца в житии святого князя Владимира повествуют: “Поемши Владимир пришедшие к нему еписко-


1 Там же.

2 Там же.

3 Цит. по: Березин В. Начало... С. 224.

4 Там же. С. 226.


-28-

пы, пойде с ними в страну Славенскую, в страну Залесскую, во область Ростовскую и Суждальскую... и повеле крестити людей всюду и даде им епископа” 1.

В Русском Времяннике 1790 года напечатано: “В лето 6498-е иде Владимир в Суздальскую землю, и тамо крести все те земли, и заложи в свое имя град на реце Клязьме Владимир, и спом осыпа, и постави в нем церковь во имя Успения Богородицы древяну, и все люди крести” 2.

Кроме того, в “Кратком сказании о святителях Феодоре и Иоанне, Суздальских чудотворцах”, которое еще в прошлом, XIX веке хранилось в Суздальской соборной ризнице и было одобрено к печати профессором Московской духовной академии протоиереем Филаретом Сергиевским, сообщалось, что “святой Феодор родом грек; хиротонисан в Царе-граде; прибыл в Россию по требованию святаго великаго князя Владимира с митрополитом Михаилом и прочими епископами. При водворении Христовой веры в Суздальской стране 990 году, великий князь Владимир основал в Суздале епископскую кафедру и вручил ее Феодору” 3.

'Таковы летописные и исторические свидетельства о Крещении святым благоверным равноапостольным великим князем Владимиром Ростово-Суздальской земли и об основании им на берегах Клязьмы города своего имени. Они ясно говорят нам о том, что преемственность исторической памяти народа об этих событиях никогда не прерывалась.

Ко времени святого равноапостольного великого князя Владимира и епископа Феодора восходят своим первоначальным построением и первые христианские храмы в Ростово-Суздальской земле. Это, как мы видели из приведенных свидетельств, и деревянный Успенский храм во Владимире, простоявший 165 лет и уничтоженный затем пожаром 4. Это и велелепный Успенский храм в Ростове, “юже бе создал Феодор, прежде его (святого Леонтия) бывший епископ, от древ дубовых; бяше же вельми чюдна, такая же не была в Руси и потом не будет”. Так писал об этой церкви составитель жития святителя Леонтия Ростовского 5. О судьбе этого храма сообщает Лаврентьевская летопись: “6668 (1160) года погоре Ростов, и церкви все, и соборная и великая церкы Святое Богородице, якое же не было ни будет” 6.

Подобно этим храмам и в Суздале была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, из дубового леса, покрытая тесом, об одном верхе 7, “которая начало свое имеет от святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира”, как пишет об этом, основываясь на летописных сказаниях, Анания Феодоров 8.

В этот храм святой князь Владимир пожертвовал некоторые церковныс вещи, принесенные им по своем крещении из Херсона. Это западные


1 Минеи-Четьи. — М., 1759. Лист 314 обор.

2 Цит. по: Виноградов А., протоиерей. История... С.4. Прим. I.

3 Цит. по: Бeрезин В. Начало... С. 227.

4 См. Влад. епарх. вед., 1865. N 1. С.51.

5 Православный собеседник, 1858. Т. I.

6 Цит. по: Березин В. Начало... С.230.

7 См. Ежегодник. Изд. Влад. губ. стат. комитета. Т. I. Вып. I. С. 143.

8 Там же С. 228.


-29-

и южные входные двери “на меди писанныя златом” с изображениями Господских и Богородичных праздников, а также других библейских сюжетов “с надписаниями греческими и древними российскими”. Описные соборные книги 1609 и 1630 годов говорят об этих вратах как о Владимировых. По книгам 1609 года значился еще амвон архиерейский облачальный с изображениями также Господских и Богородичных праздников “подобно дверем Корсунским, знатно, что из Греции же получены”.

Анания Феодоров, опираясь на свидетельство соборного протопопа Иоанна Виноградова, жившего до 1741 года, пишет, что “третьи входныя церковныя двери Корсунския, кои имелись с полунощной стороны,.. и Животворящий крест Господень Корсунский, пребогато украшенный камением и жемчугом драгоценным” 1, были увезены в Москву, в Успенский собор. Это произошло в 1401 году. Упомянутые северные врата из Суздальского собора сохранялись в Москве еще в XIX веке 2.

Местное церковное предание утверждало, что сам святитель Феодор пожертвовал в новосозданный храм принесенные им из Греции образ Нерукотворенного Спаса, писанный на полотне, и кипарисный Крест с вырезанными на одной стороне изображениями Господских праздников, а на другой — Страстей Господних 3. Эти священные реликвии еще в начале XX веха наглядно свидетельствовали нашим предкам о первых временах христианства на Владимиро-Суздальской земле, о равноапостольных трудах святого князя Владимира и святителя Феодора.

Богородицерождественская церковь в Суздале простояла до 1096 года, когда Суздаль захватил черниговский князь Олег Святославич. Поскольку Суздальская земля принадлежала тогда Мономашичам, то сын Владимира Мономаха Мстислав, правивший в Новгороде, выступил против Олега. Убегая, Олег сжег Суздаль. Вместе с другими городскими строениями погиб в огне и Богородицерождественский храм. Преподобный Нестор так повествует об этом: “Олег же приде к Суждалю, и слышав, яко идет по нем Мстислав, Олег же повелел зажещи Суждаль город, токмо остася двор монастырьскый Печерьскаго манастыря и церкы, яже тамо есть святаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы” 4.

Священным напоминанием о тех далеких временах, когда первые лучи Света Христова начали озарять Залешскую землю, всегда являлись для здешних христиан мощи Равноапостола Ростово-Суздальской земли


1 Цит. по: Березин В. Начало... С.228-229.

2 См. Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.3. — Владимир, 1896. С.39. Прим. I.

3 Там же.

4 Повесть временных лет по Лаврентиевскому списку. — СПб, 1910. С. 230. Речь идет о мужском монастыре и церкви святого великомученика Димитрия Солунского в нем, которые основал в конце XI столетия в Суздале митрополит Ефрем (См. Голубинский Е. История Русской Церкви. T. I. 4.1. С.287). Некоторые исследователи, желая сгладить какую-либо память о пребывании святого князя Владимира в Ростово-Суздальской земле и о его апостольских трудах в ней, всячески стремились путем умолчания, перетолкования, а то и урезания текстов доказать, что святого князя Владимира никогда в этих краях не было. Никаких храмов он здесь не строил и никакого города своего имени на берегах Клязьмы не основывал. Всем этим значительно позже занимался князь Владимир Мономах.


-30-

святителя Феодора, которые доныне почивают в Суздальском кремлевском соборе.

Итак, основываясь на приведенных выше свидетельствах, а наипаче на никогда не прерывающемся историческом предании и памяти народа, мы с полным основанием можем утверждать, что начало христианства в Ростово-Суздальской земле восходит ко временам равноапостольного Крестителя Руси — святого благоверного великого князя Владимира. Если посмотреть на этот вопрос даже с чисто логических позиций, то и тогда мы должны будем прийти к такому же выводу.

В первое десятилетие по вступлении на великокняжеский престол князь Владимир совершает ряд военных походов, утверждая власть Киева над окрестными племенами и землями. По свидетельству В. Н. Татищева, которое он почерпнул из не дошедшего до наших дней источника и которое поместил в своей “Истории Российской ”, в 982 году князь Владимир “иде в поле и, покорив землю польскую, град Суздаль утвердил” 1. Таким образом, еще до принятия христианства князь Владимир завоевал этот богатый земледельческий район, расположенный к северу от среднего течения реки Клязьмы и населенный славянскими выходцами из Новгородской и других северных земель, а также местными финно-угорскими племенами.

По принятии христианства святой князь Владимир принял на себя заботу о крещении всей Русской земли как дело первостепенной государственной важности, обеспечивающее для Руси приобщение к семье передовых христианских государств. Потому миссионерство молодой Русской Церкви в правление святого князя Владимира развивалось под его непосредственным руководством. Прежде всего он зачастую сам приезжал для крещения тех или иных областей своего государства. Ежегодное полюдье давало удобный к тому повод. При святом князе Владимире были учреждены епископские кафедры в городах Белгороде, Владимире Волынском, Чернигове, Турове, Полоцке, Новгороде, Ростове, Тмутаракани. Стран-


Так, А. Варганов в статье “История одного здания”, опубликованной в 1978 году в Ярославле Верхне-Волжским издательством в сборнике “О крае родном”, сделал из вышеприведенного летописного текста весьма оригинальный вывод. Он рассуждает так: “Описывая Суздаль после пожара, летописец упомянул только Дмитриевский монастырь, а собор не упоминает. Следовательно, тогда собора еще не было” (с.21) . Во-первых, летописец упомянул монастырский двор Печерского монастыря и церковь святого Димитрия, а не Дмитриевский монастырь, то есть то, что осталось от пожара. Во-вторых, летописец не упоминает не только Богородицерождественской церкви, но и вообще ни одного здания из сгоревших. А их, в том числе и церковных, было, конечно, немало. Потому возможно ли серьезно утверждать, что те или иные здания до пожара вообще не существовали, если летописец не перечислил их поименно?


1 Татищев В. Н. История Российская. — М. - Л., 1963. Т. II. С.57. См. Введение христианства на Руси. — М.: Мысль, 1987 С. 103.


-31-

но было бы думать, что все это могло происходить и утверждаться в языческой среде без личного участия и поддержки великого князя 1. Вполне естественно, что и Ростово-Суздальская земля, известная святому князю Владимиру еще со времен похода 982 года, приняла первые семена христианства не без его личного участия.

Для укрепления великокняжеской власти на местах и для дальнейшего распространения христианства среди населения святой князь Владимир действует не только лично, не только через посадников (как, например, через Добрыню в Новгороде), но и через своих посаженных на городские княжения сыновей, которые постепенно были размещены в Тмутаракани, Владимире Волынском, Древлянской земле, Турове, Пскове, Полоцке, Смоленске, Ростове и Муроме. Относительно Ростова и Мурома мы уже слышали сообщение старого Русского Летописца, что святой князь Владимир “посади сына Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, и повеле грады ставити и святыя церкви”. Степенная книга и Густынская летопись говорят, что святой князь Владимир, отправляя своих сыновей в их уделы, завещал им заботиться об искоренении язычества и насаждении христианства: “Посла с ними и священники, заповедая сыном своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть” (Густынская летопись) 2.

Однако окончательное утверждение христианства в Ростово-Суздальской земле происходит не сразу. Мы знаем, сколько скорбей и гонений перенесли от язычников первые Ростовские епископы, начиная со святителя Феодора. Где-то между 1072 и 1077 годом ими был убит святитель Леонтий 3.

Сын святого князя Владимира Глеб, придя около 1010 года на княжение в Муром 4, по сказанию жития, “не возможе одолети его и обратити на святое крещение” 5. Вследствие этого он вынужден был уйти из города и жить в двух верстах от него в устроенном там дворце 6, при котором была создана Спасская церковь. Как ни сопротивлялись муромские язычники святому князю Глебу, но он все же посеял начатки веры Христовой на этой земле. Уже после его страдальческой кончины, последовавшей в


1 Иеромонах Иннокентий (Павлов) в своем докладе “Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви” совершенно справедливо замечает, что “миссионерская деятельность святого Владимира дала тот импульс, который привел к распространению христианства при нем и его ближайших преемниках по всей территории, обозначаемой ныне названием Древняя Русь, обеспечил становление организационной структуры Поместной Русской Церкви и способствовал прогрессу русской культуры уже как культуры христианской” (Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев. 21-28 июля 1986 года. Материалы. Издание Московской Патриархии. — М., 1988. С. 244.

2 Цит. по: Влад. епарх. вед., 1871. N 4. С. 89.

3 Об этом упоминает и святой Симон, епископ Владимирский, в своем известном Послании к черноризцу Киево-Печерского монастыря Поликарпу.

4 См. Татищев В. Н. История Российская... Кн. 2.

5 Цит. по: Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. — Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1959. Т. I. С. 151.

6 См. Пролог, 21 мая.


-32-

1015 году, на месте княжеского дворца вокруг Спасской церкви возникает Спасо-Преображенский монастырь, существующий и поныне.

По сказанию “Повести временных лет”, в 1096 году в этой церкви было погребено тело Изяслава, сына Владимира Мономаха, убитого под стенами Мурома черниговским князем Олегом Святославичем. “Изяслав же исполчися пред градом на поли. Олег же поиде к нему полком, и сступишася обои, и бысть брань люта; и убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день; прочий же вои побегоша, ови черес лес, друзии в город. Олег же вниде в город, и прияша и горожане; Изяслава же вземше, положиша и в манастыри святаго Спаса, и оттуду перенесоша и Новугороду, и положиша и у святые Софье, на левей стороне” 1.

В настоящее время этот один из древнейших монастырей не только Владимирской, но и всей Русской земли находится в ужаснейшем состоянии. Он весь переломан, перекопан, перестроен. Но до сих пор используется для нужд, никакого отношения к истории и духовной жизни народа не имеющих. Не так давно к нам в Епархиальное Управление обратились верующие жители города Мурома с просьбой об оказании содействия в передаче им местными властями Спасо-Преображенского монастырского собора для возобновления в нем Богослужений. Мы надеемся, что городское руководство с пониманием отнесется к этому вопросу, в духе тех позитивных перемен, которые происходят сегодня в отношениях между Церковью и государством.

Утверждение христианства в Муромском крае церковное предание связывает с именем святого равноапостольного князя Константина, который отождествляется с родоначальником муромских и рязанских князей Ярославом Святославичем, внуком Ярослава Мудрого. В 1097 году на съезде русских князей в Любече 2 за Святославичами были закреплены те земли, которыми владел прежде их отец. Тогда и Муромско-Рязанское княжество перешло к Ярославу Святославичу, который управлял им до своей смерти, последовавшей в 1129 году.

Без малого 200 лет шла борьба христианства с язычеством в Северо-Восточной Руси. Только при святом князе Андрее Боголюбском почти полностью исчезают последние остатки идолопоклонства. Однако и тогда это еще не означало, что период так называемого “двоеверия”, то есть причудливого сочетания в сознании части народа новых христианских понятий и старых языческих верований в полуосознанных или почти не осознанных формах, уже закончился. В суевериях язычество еще долго давало себя знать. Но животворный Свет Христов через Церковь неуклонно разгонял этот мрак, изменяя личную и общественную нравственность народа, воспитывая на ней государственную власть, возвышая тем авторитет и значение самого государства. Просвещение, книжность, науки и искусства — неизменные и естественные спутники Церкви. Лишь на христианской основе смогла расцвести и культура Северо-Восточной Руси. Трудно себе представить, что ожидало бы Русскую землю, если бы


1 Повесть временных лет... С.229.

2 Там же. С.247.


-33-

не пришло на нее Слово евангельского благовестия и она по-прежнему коснела в язычестве. Вот несколько примеров.

В 1024 году в Суздальской земле настал великий голод. Языческие жрецы, получив откровение от своих “богов”, уверили народ, что голод происходит от того, что старые женщины “си держат гобило”. Началось зверское избиение женщин, принявшее такие громадные размеры, что великому киевскому князю Ярославу пришлось лично прибыть в Суздаль и частью увещанием, частью казнями водворить порядок. То же повторилось в 1071 году в Ростовской области. Женщин убивали за то, что они якобы в самих себе содержат жито, мед и рыбу 1.

И это были не случайные явления. В них проявилась сама разрушительная духовная сущность язычества, особенно в его первобытных формах. Если языческие религии, сложившиеся под воздействием развитой философской мысли, еще хоть в какую-то меру были смягчены моралью любви, самоотречения, честности, то первобытное язычество (а именно оно господствовало среди племен, населявших Русскую землю) явно культивировало безнравственность 2.

Арабские писатели ибн-Фодлан и ибн-Даста приводят примеры, свидетельствующие о низком уровне нравственных понятий у русских язычников. Корысть, расчет — главный мотив служения древнерусского язычника своим богам. Взаимные отношения строятся на праве сильного, на алчности. Ибн-Даста писал, что “все руссы постоянно носят при себе пики, потому что они мало доверяют друг другу, и часто коварство между ними дело самое обыкновенное; если кому удастся приобресть хоть малое имущество, как уже родной брат или товарищ начинает завидовать и домогаться, как бы убить его и ограбить” 3. В отношениях между полами чаще всего царила необузданная чувственность и “нестыдение”. Преподобный Нестор достаточно ярко описал эти нравы 4.

Потому нет необходимости говорить здесь подробно о том неоценимом духовном, а, значит, и общественном благе, которое принесло с собой христианство на нашу землю.

Знаменательно, что нынешний юбилейный год 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской земли совместил в себе целый ряд юбилейных церковных дат, так или иначе связанных с Владимирской землей. Это и 975 лет со времени преставления святого равноапостольного великого князя Владимира (15/VII-1015) и мученической кончины его сыновей святых князей Бориса и Глеба (24/VII-1015). Это и 875-летие перенесения их (Бориса и Глеба) честных мощей (2/V-1115). 825 лет назад построен святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли, жемчужина древнерусского зодчества, первый По-


1 См. Березин В. Иcторико-статистическое описание... С. 14-15.

2 Недаром еще Платон считал Гесиода и Гомера развратителями народа и говорил, что первый прикован в аду к медному столбу, а второй повешен на дереве и обвит змеями за безнравственные басни о богах. См. Карташев Л. В. Очерки... T. I. С.244.

3 Цит. по: Карташев А.В. Очерки... Т. I. С.245.

4 См. Повесть временных лет... С. 12-15.


-34-

кровский храм на Руси (1165). В этом году исполняется 775 лет со времени учреждения Владимирской епархии (1215).

Есть и еще одна дата, которая не может оставить равнодушными жителей Владимирского края и особенно города Владимира. Имеется в виду 1000-летие со времени основания святым равноапостольным великим князем Владимиром соименного ему города на берегах Клязьмы. Вероятно, все мы обратили внимание на соответствующие места цитированных выше летописных и исторических текстов. Пора пересмотреть произвольные мнения, высказанные на этот счет еще В. Н. Татищевым и Н. М. Карамзиным. Один приписывал основание города Владимира-на-Клязьме Юрию Долгорукому, а второй утверждал, что его основателем является Владимир Мономах 1. Эти домыслы были разобраны и опровергнуты еще в прошлом веке 2.

В советский период к ним возвратились опять, и по вполне понятной причине — иметь город-памятник равноапостольному Крестителю Руси для атеистического государства было ни к чему. Но поскольку веских аргументов для поддержания мнения о построении города Владимиром Мономахом все же не было, то пришлось прибегнуть к недоброкачественным приемам. На прочь было отброшено хранившееся в народной памяти историческое предание об основании города Владимиром Святым. Замалчивались и недобросовестно цитировались известные по этому поводу тексты. Благо — совпадение имен Владимира Святославича и Владимира Всеволодовича Мономаха делало внешне эту подмену для большинства незаметной.

Как известно, годом основания города Владимира принято считать 1108 год. В основу этого утверждения обычно полагалось сообщение под 6616, то есть 1108 годом одной из поздних летописей — Львовской. Текст приводился в таком виде: “Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Маномахом 3, и созда в нем церковь камену святого Спаса” 4. На этом цитация, как правило, обрывалась. В полноте


1 См. Татищев В. Н. История Российская. Кн. III. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. II. Прим. 238. T. III. Прим.37.

2 Макарий, архиепископ Харьковский. История Русской Церкви. Т. I С. 19. Прим. 24. Прил. N 3. Димитриевский Д. И. О начале Владимира, что на Клязьме. — Владимир. Иоасаф(Гапонов), иеромонах. Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. — Владимир, 1857. Церковно-историческое описание Суздальских достопамятностей. — Чугуев, 1857. Краткие сведения о Владимирских угодниках Божиих. — Владимир, 1860. Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском. — М., 1849. Артлебен Н. А. Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившияся в памятниках зодчества Владимира. Изд. Влад. губ. стат. комитета, 1880. Ильинский Павел, протоиерей. Об основании города Владимира на Клязьме Великим Князем Владимиром Святым. — Влад. епарх. вед., 1916. N 33. С. 464-469. NN 34-35. С. 482-488. На южной стене Дмитриевского собора во Владимире, построенного между 1193 и 1197 годами великим князем Всеволодом III, среди иных рельефных фигур изображен и великий князь Владимир Святой. Не наводит ли это на мысль, что Всеволод III не напрасно распорядился поместить на соборе его изображение?

3 Скворцов А. И., Строгова Л. П., Шагова О. А. Владимир. Путеводитель-справочник. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1984. С. 8.

4 Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь — Л.: Наука. 1987. С. 20.


-35-

же своей этот текст звучит так: “Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Маномахом, и созда в нем церковь камену святого Спаса, а заложи его бе прежде Володимер Киевский” 1. Комментарии, думается, излишни.

Представляется важным для уяснения вопроса о том, как “свершил” Владимир Мономах город Владимир Залешьский, сообщение уже приводившегося нами отрывка из старого Русского Летописца, составленного в XV веке. “По сем взя великое княженье Володимер Всеволодович Мономах и прииде в Залешьскую землю и постави град другый Володимер, и осыпа спом, и постави церковь каменну святаго Спаса, да золотые врата, за 50 лет до великыя Богородица церкви, и ины мнози церкви постави древяны и посади наместници, и поиде в Киев” 2.

Как видим, речь идет о поставлении Владимиром Мономахом другого города Владимира, то есть о коренной реконструкции прежде бывшего городского поселения времен Владимира Святого, о чем свидетельствует и Львовская летопись. Более того — в той же Львовской летописи, на которую ссылаются в связи с Владимиром Мономахом, под 988-993 годами есть прямое указание об основателе города: “... постави князь великай Володимер град во свое имя Володимер в Суздальской земли” 3.

Мы уже слышали сообщение Супрасльской летописи о том, что по крещении святым князем Владимиром Ростово-Суздальской земли и основании им города Владимира-на-Клязьме, “минув много лет, и потом други приде князь Владимир Мономах ис Киева жь во Володимер град и поставил церков камену святого Спаса у Злотых ворот, а сам поиде в Киев”. Цель этого посещения заключалась, однако, не только в поставлении Мономахом Спасской церкви во Владимире. Вологодская летопись под 6620 (1112) годом ясно называет ее: “В лето 6620-го... И сей князь великий Володимер Мономах приходил ис Киева в Залескую землю во град Владимер и созда град болши того” 4. Следовательно, построение Мономахом Спасской церкви “за 50 лет до Богородична ставления” (так называли летописцы Успенский собор во Владимире, основанный в 1158 году святым князем Андреем Боголюбским), вовсе не означало, по мысли летописцев, первооснования города в 1108 году.

Не убедительны и доводы некоторых исследователей о том, что “в пользу возникновения Владимира в конце XI или начале XII века при Мономахе свидетельствует то обстоятельство, что летописный рассказ о походе князя Олега из Мурома в Суздаль не упоминает о Владимире. Между тем путь из Мурома к Суздалю шел через Владимир” 5. Но летописец называет здесь начальный и конечный пункты похода черниговского князя Олега Святославича, а не занимается перечислением всех городов, через которые пролегал его путь. О городе же Владимире в связи с


1 ПСРЛ. — СПб, 1910. Т. ХХ. Ч. I. С. 103. См. Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. — Л., 1967. С. 30.

2 Цит. по: Виноградов А., протоиерей. История... Приложения. С. 71.

3 ПСРЛ. — СПб, 1910. Т. XX. Ч. I. С.82.

4 ПСРЛ. — Л.: Наука, 1982. Т. XXXVII.

5 Тихомиров Н. М. Древнерусские городи. — М.: Госполитиздат. 1956. С. 402.


-36-

этим событием вполне конкретно сообщает Двинский летописец под 1095 годом: “В лето 6603... Того же лета бысть бой Олегу Святославичу со Изяславом, сыном Владимировым, а внук Всеволодов. И убиен бысть Изяслав, Олег же приим град Володимер, и изыма Ростовцы, Суздальцы...” 1. Как видим, город Владимир ко времени похода князя Олег уже существовал, то есть был основан задолго до 1108 года.

Владимирский летописец инок Лаврентий, живший в XIV веке, сообщает, что святой князь Андрей Боголюбский был глубоко убежден в том, что город Владимир-на-Клязьме основал именно Владимир Святой. В собрании народа и бояр перед отправлением своего посольства в Царь-град к Патриарху “да возвеличит град Владимир митрополиею” князь Андрей говорил: “Град сей Владимир во имя свое созда святый и блаженный и великий князь Владимер, просветивый всю Русскую землю святым крещением, аз грешный и недостойный Божиею благодатию и помощию Пречистая Богородицы расширих и вознесох его” 2.

В ответном послании Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг писал в 1160 году святому князю Андрею: “От самаго Нестора, епископа твоего, множицею слышахом, яко град, нарицаемый Владимер, святый и благоверный князь Владимир во имя свое созда, ты же ныне из основания воздвигл еси его велий, разшири и возвыси” 3.

Есть основания полагать, что святой князь Владимир и позже приезжал в основанный им город на Клязьме. В древних прологах и житии преподобного Аврамия Ростовского сказано, что в одно из таких посещений святой князь Владимир принимал его здесь по делам веры. Уже по одному чувству отцовской любви к княжившим в Ростове и Муроме своим сыновьям он мог не однажды посещать Ростово-Суздальскую землю 4.

Летописные сообщения о “свершении”, “поставлении” города далеко не всегда означали, по мысли летописца, только его первооснования. К примеру, Лаврентьевская летопись под 6684 (1176) годом сообщает о нашем городе следующим образом: “Постави бо прежде градо-сь великий Володимер и потом князь Андреи” 5. Многие великие князья в разное время вносили свою лепту в “поставление” города — кто больше, кто меньше. Незабвенны для нас и градостроительные труды великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Во все века владимирцы расстраивали и укрепляли свой город. Любим, строим, украшаем его и мы. Но имя Первооснователя нашего города, святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира, утвердившего его “в долготу дний” и давшего ему свое имя, никогда не изгладится с благодарной памяти потомков.


1 ПСРЛ. —Л.: Наука. 1977. T. XXXIII.

2 Цит. по: Влад. епарх. вед. 1916. NN 34-35. С. 484. У Н .М. Карамзина не нашлось на это другого аргумента, как голословно посчитать это сообщение баснею (См. История... Т. III. Прим.28.). Автор “Истории русского народа” Н. Полевой справедливо замечал поэтому поводу: “Странная система Карамзина возвышать одного, унижать других и тем обезображивать историю” (См. История... 1833. Т. IV. С. 185. Прим. 180.).

3 Цит. по: Влад. епарх. вед. 1878. N 18 C. 500.

4 Там же.

5 См. Лимонов Ю. Л. Владимиро-Суздальская Русь... С.20.


-37-

Поэтому лучший дар 1000-летнему юбилею нашего города - это возвращение ему его подлинной истории и действительного имени.

На высокой горе, над рекою Клязьмою
Стоял князь Владимир, красно солнышко.
Со Феодором святым, со епископом.
И промолвил тут Владимир, красно солнышко:
Благо быть здесь граду славному,
Граду славному Володимиру.
Благослови епископ Феодор быти зде
Святому храму Божию, храму Успенскому 1.

Начало второго тысячелетия тысячелетия церковной истории Русской Православной Церкви совпало со временем демократических реформ в Советском Союзе. Несомненно, что в условиях новых открывающихся возможностей Церковь сможет внести еще более ощутимый вклад в дело нравственного оздоровления общества, в устроение жизни, достойной высокого призвания человека.

Ныне же, благодаря Всемогущего Бога за Его великие благодеяние которые Он изобильно излил на Владимирскую землю от Крещениия ея и до днесь, мы молим Божественное милосердие - “Утверди Тоже Святую Православную веру православных христиан во век века!”


1 Ильинский Павел, протоиерей. Цит. по: Влад. епарх. вед. 1916. NN 34-35. С. 483.


-38-

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский