РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Седов Вл.В. О дате церкви Успения и соборной колокольни в Гдове // Археология и история Пскова и Псковской Земли. Институт археологии Российской Академии Наук, Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр. Материалы семинара. 1993 год. Псков, 1993. Все права сохранены.

Размещение материала в открытом доступе произведено: arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2020 г.

 

  

Вл. В. Седов

О ДАТЕ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ И СОБОРНОЙ КОЛОКОЛЬНИ В ГДОВЕ

 

Разрушенные во время Великой Отечественной войны в Гдове церковь Успения и примыкавшая к ней колокольня Дмитриевского собора (первоначально - церковь Дмитрия) были опубликованы П.П.Покрышкиным в статье «Церкви псковского типа XV-XVI стол., по восточному побережью Чудского озера и на р. Нарове» (ИАК, 1907. Вып. 22). Он датировал церковь Успения 1431 г., т.е. временем постройки каменной крепости в Гдове, а колокольню собора отнес ко времени Ивана Грозного на основании дат на колоколах, висевших на ней (два колокола 1551 г. и один 1561 г.). Эти даты приняты в научной литературе, хотя и не подвергались проверке. Нами уже пересмотрена дата Дмитриевского собора в Гдове, постройку которого П.П.Покрышкин относил к 1540 г. на основании надписи на иконе Троицы, сообщавшей, что последняя в этом году была перенесена в собор. На барабане собора находилась керамическая надпись, ясно говорившая о том, что он построен при великом князе Василии Ивановиче (1505-1533 гг.). Так как Псков был присоединен к Москве только в 1510 г., значит, время строительства собора приходится на промежуток между 1510 и 1533 гг. Следует проверить и датировки Успенской церкви и колокольни в Гдове.
Наиболее раннее упоминание Успенской церкви и колокольни относится к 7093 (1584/1585) г. В писцовой книге И.В.Дровнина каменные здания в гдовской крепости описываются так: «В городе ж церковь каменна соборная великомученик Христов Дмитрий Селунский, да церковь Успения Пречистые Богородицы, да церковь архангела Михаила, обе каменны, да колокольница каменна, а поставлены те храмы Успения Пречистые и архангел Михаил и колокольница после письма, а церковное строение и на колокольнице колокола писаны в церковном строении». (Сборник МАМЮ. Т.6. М., 1914). В тексте содержится и примерная дата комплекса: церкви Успения и Михаила архангела, а также колокольня уже существовали в 1584/1585 гг. и построены «после письма», т.е. после предыдущей описи Гдова. Эта предыдущая опись Гдова и всей Псковской земли, так называемое «старое письмо», была проведена в 1557 г. (установлено Н.Н.Масленниковой - «Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству». Л., 1955). Об этой описи упоминает 3-я Псковская летопись под 1557 г. : "Почаша писцы писати город Псков и пригороды (а значит, - и пригород Гдов) и земли мерити" (ПЛ 2. С. 235). Н.Н.Масленникова нашла и прямую ссылку на это «письмо» при описании одной из губ Гдовского уезда: «...и по Григорьеву письму Нагова с товарищи лета 7065 (1557).» - ЦГАДА, фонд Поместного приказа. Кн. 827. Л. 338.
Итак, комплекс церквей у колокольни и сама колокольня были построены между 1557 и 1584/1585 гг. Важно отметить, что эти постройки сооружены уже после 1555 г., когда крупная группа псковских каменщиков - 200 человек во главе с Ивашкой Ширяем и мастером Посником Яковлевым - была вызвана Иваном Грозным для строительства в Казани и Свияжске (ДАИ. Т. 1.СПб:, 1846. С. 136). Это значит, что здания возведены какой-то другой артелью, остававшейся в Псковской земле и строившей здесь.
Можно предположить, что строительство в Гдове осуществлялось до осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г., когда Псковская земля была разорена и ослаблена, и даже до 1570 г., когда Псков и земля были разорены самим Иваном Грозным. Это предположение подтверждает и то, что у нас нет сведений о каком-либо каменном строительстве в Псковской земле в 1570-е годы, В относительное благополучное время с 1555 по 1570 гг. возводится несколько каменных зданий: под 1557 г. Псковская летопись сообщает о «совершении» собора в Крыпецком монастыре, в 1565 г. в Псково-Печорском монастыре выстроена надвратная церковь Николая, около 1566 г. построен Успенский собор в Святогорском монастыре под Вороначем. Эти сообщения свидетельствуют о продолжающейся строительной деятельности псковских мастеров, к приведенному перечню прибавляется и группа зданий в Гдове. Примерному времени, окончания строительства в Гдове соответствует колокол 1561 г., висевший на колокольне (колокола 1551 г. относились еще к деревянной колокольне). Если это предположение верно, то колокольня и приделы возведены в 1557-1561 гг.
Мы уже приводили описание построек в Гдове в 1584/1585 гг., теперь обратимся к более поздним сведениям. В 1631 г. упоминается палата под колокольней, в которой хранились военные припасы: «зелейная казна, и свинец, и ядра, стоит под церковною Дмитриевскою колокольнею в полате в каменной...» (МАМЮ. Т.6. С. 315, 317). Там же хранились припасы и в 1660 г. (МАМЮ. Т. 6. С. 349). По всей видимости эта «полата» -помещение с зонтичным сводом в первом этаже колокольни, изображенное на чертежах П.П.Покрышкина. В 1698 г. в Городовой смете сказано: «Во Гдове же церквей Божиих: соборная церковь Преображение Господня, придельные церкви: Успения Пресвятые Богородицы да церковь архангела Михаила, каменные» (МАМЮ. Т. 6. С. 364). Из этого текста ясно, что колокольня Дмитровского собора была не просто колокольней, а церковью «иже под колоколы» - во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения, в описи 1584/1585 г. почему-то не упомянутая. Церкви Успения и Михаила Архангела упоминаются как придельные к церкви-колокольне Преображения. Относительно церкви Успения определение «придельная» вполне понятно: до разрушения комплекса она примыкала к юго-западной, грани восьмигранного объема колокольни. Где же тогда размещалась придельная церковь Михаила Архангела, упоминаемая еще в 1584/1585 г. и возведенная одновременно с колокольней и церковью Успения?
В книге «Историко-статистические сведения о Санкт- Петербургской епархии» (Вып. 10. СПб., 1895. С. 124) сообщается, что во время Ивана Грозного «по преданию, начата постройка и отдельной колокольни, под которой устроена была церковь Михаила Архангела, ныне обращенная в кладовую». По всей видимости, последнее положение является ошибкой: мы видим, что уже в 1631 г. под колокольней хранились военные припасы, а церковь Михаила Архангела существовала еще в 1698 г. и была, как и церковь Успения, придельной к церкви Преображения в колокольне.
В приведенных в том же издании записках крестьянина Ефима Андреева сказано, что к колокольне с «правой стороны» (т.е. с юга) «примыкает небольшая церковь, посвященная, в недавнее время, Успению Божией Матери. Она построена в готическом вкусе..чень сыра и мрачна. Ее считают первоначальною. Но я сомневаюсь. До 1822 г. и с северной стороны примыкала точно такая же церковь, во имя Архистратига Михаила, но, по ветхости, или своеволию, сломана немцем Крейгером, и пережжена на известь для постройки тюрьмы и присутственного дома». Оставим в стороне домыслы Андреева о позднем посвящении церкви Успения и представление о ее непервоначальности. Для нас оказывается необычайно важным известие о местоположении придельной церкви Архангела Михаила: она располагалась с севера от колокольни симметрично Успенской церкви. Два придельных храма были одинаковы по размерам и композиции и располагались по сторонам столпообразной колокольни - храма Преображения «под колоколы». Эта удивительная композиция не имеет прямых аналогов ни в Псковской архитектуре, ни вообще в русской архитектуре XVI в.
В псковской архитектуре XVI в. несколько раз встречаются двухпридельные симметричные композиции (предположительно - церковь Николы со Усохи 1535 г.; приделы 1538 г. к церкви Богоявления с Запсковья XV в.; двухпредельная церковь Троицы в Доможирке;
а также выстроенные псковичами приделы к церкви Преображения в Острове под Москвой). Во всех случаях используются маленькие бесстолпные храмики со сложными сводами, такие, как церковь Успения и, вероятно, церковь Михаила Архангела в Гдове. Однако центральным объемом почти всегда был крупный четырехстолпный храм, а не восьмигранный столп, как в Гдове. Единственным исключением является церковь Преображения в Острове, не имеющая точной даты. Здесь центральным объемом выступает крестообразное основание, несущее восьмерик под высоким шатром. Вполне возможно, что храм в Гдове своеобразно перерабатывает основные особенности композиции церкви в Острове: вертикаль центра и симметричные «собранные» приделы. Если храм в Острове строился с вероятным участием не только псковских мастеров, но и иностранного мастера, то композицию церкви Преображения «под колоколы» с двумя приделами в Гдове можно с уверенностью считать прекрасным образцом творчества собственно псковских мастеров XVI в.
Несколько слов следует сказать о стиле комплекса. Церковь Успения и, видимо, церковь Михаила Архангела, являлась достаточно типичным псковским храмом с характерной декорацией. Столп колокольни с церковью Преображения имеет редкую для Пскова композицию в виде восьмигранного «стакана» и декорацию с огибающими углы лопатками и килевидными профилированными завершениями ниш на гранях. Если сама композиция может восходить к столпу 1520-х гг. в Снетогорском монастыре, то декорация гдовского столпа находит аналогии в современном ему псковском зодчестве и в архитектуре Новгорода 1550-1560-х гг. Из псковских аналогов прежде всего можно указать на декор колокольни Елиазарова монастыря, имеющий сходное объемное построение, и килевидные ниши трапезной Крыпецкого монастыря. В колокольне Елиазарова монастыря и столпообразной церкви при трапезной Крыпецкого монастыря есть и зонтичные своды, отмеченные нами в гдовском столпе. Декор этой небольшой группы псковских построек середины XVI в. со сложными композиционными схемами, по всей видимости, восходит к декору ряда новгородских храмов 1550-1560-х гг.: Владимирского собора Сыркова монастыря (1552-1554 гг.), церкви Никиты (1555-1557 гг.), церкви Троицы Духова монастыря (1557 г.), Троицкого собора Клопского монастыря (до 1569 г.). Среди аналогичных по декору и типологии псковских построек гдовская церковь «под колоколы» выделяется совершенством и изяществом декорации, что, может быть, свидетельствует о том, что в Елизарове и Крыпецах подобная декорация появилась немного раньше. Во всяком случае, можно констатировать, что в середине XVI в. в Псковской земле продолжается и активно развивается процесс освоения местной школой общерусских идей и отдельных приемов. Были восприняты сложные многопридельные композиции и столпообразные объемы, а также новгородский декор. Группа зданий с церковью Преображения «под колоколы» и двумя приделами в Гдове (1557-1561 гг.) была одним из самых ярких памятников псковской архитектуры середины XVI в.

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский