РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Седов Вл.В. Источники новгородского зодчества эпохи митрополита Корнилия. Тезисы доклада на шестой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII–первой половины XVIII вв. («Филевские чтения»). 20– 23 декабря 1999 г. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: www.archi.ru («Российский архитектурный портал»). Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

 

 

 

 

Вл. В. Седов

Источники новгородского зодчества эпохи митрополита Корнилия

 

Самостоятельной новгородской архитектуры ко вт. пол. XVII в. уже не было, источники в 1680-е гг. хотя и свидетельствуют о наличии "новгородских мастеров", но тут же упоминают работающих на том же объекте "московских мастеров". Все говорит о зависимости новгородской архитектуры от московского влияния.

Вместе с тем, при новгородском митрополите Корнилие (1674-1695) мы видим несколько значительных построек, отличающихся большими размерами, сложной композицией и достаточно своеобразным декором. Первым по времени сооружения был Никольский собор Вяжищского монастыря, построенный в 1681-1685 гг. при покровительстве Корнилия (митрополит освящал собор в 1685 г., а в 1691 г. - нижнюю ц.Св.Евфимия в подклете, где покоятся под спудом мощи основателя монастыря, архиепископа Евфимия II). В 1682-1688 гг. "тщанием" митрополита Корнилия на месте Знаменского храма 1354 г., вмещавшего новгородскую святыню - икону Знамение - была "пространства ради и вмещения людского" построена новая церковь, "вельми пречудна и величеством и высотою, вне и внутрь зело умерена и преукрашена". Строительство этих двух соборов указывает на заботу митрополита Корнилия о прославлении новгородских святынь. Третьей значительной постройкой Корнилия был возведенный в 1683-1684 гг. Троицкий собор Зеленецкого монастыря, в котором митрополит когда-то принял постриг, куда он удалился на покой в 1695 г. и где он скончался в 1698 г.

Три интересующих нас собора возведены в короткий промежуток 1681 по 1688 гг., что может свидетельствовать о работе одной артели, приглашенной новгородским митрополитом. При этом собор Вяжищенского монастыря и Знаменский собор показывают очень большое сходство в композиции и характере декора, тогда как собор Зеленецкого монастыря имеет больше особенностей и напоминает, скорее, постройки новгородцев XVI в. Но и здесь в конструкциях и декоре много форм, близких к формам двух других соборов Корнилия.

Все три памятника поставлены на подклеты со сводчатыми перекрытиями, они принадлежат к четырехстолпному типу и завершены пятиглавием, в котором только центральный барабан световой, а боковые - глухие. С востока к основным объемам этих соборов примыкают пониженные трехабсидные алтарные выступы. Никольский и Знаменский соборы с трех сторон окружены галереями. Западные столбы во всех трех храмах имеют восьмигранную форму с прямоугольным в сечении постаментом внизу, при этом рукава креста завершают коробовые своды с лотками со стороны закомар, под барабанами нет выявленных подпружных арок, а угловые части перекрыты сомкнутыми сводами. Следует сразу оговорить оригинальность восьмигранных столбов, являющихся новгородской версией круглых столбов с постаментами, распространенных в зодчестве Московской Руси в храмах, ориентирующихся на интерьер Успенского собора Московского Кремля.

В остальном тип и конструкции трех соборов митрополита Корнилия связаны с архитектурой Ростовской епархии эпохи митрополита Ионы (1652-1690): именно здесь мы видим пятиглавие с центральным световым барабаном и глухими барабанами на сомкнутых сводах - в углах, а также невыявленные, слитые со сводами подпружные арки. Можно указать на такие памятники ростовской школы как собор Воскресенского монастыря в Угличе (1674-1677 гг.), Никольский собор Николо-Улейминского монастыря (1677 г.), надвратная ц.Сергия в Борисоглебском монастыре (ок. 1680 г.), верхние части Покровского собора Паисева-Углического монастыря и собор Спасского на Песках монастыря в Ростове (1680-е гг.). Принципиально близки декору ростовских памятников приплюснутые закомары, аркатуры барабанов и наличники окон трех новгородских соборов. Приведенные аналогии позволяют с большой долей вероятности предполагать сильнейшее влияние зодчеста Ростова на новгородскую архитектуру эпоху митрополита Корнилия. Митрополиты Корнилий и Иона встречались на московском церковном соборе в 1682 г., а кроме личных связей в строительной программе Корнилия вполне понятна ориентация на соборный тип храма, разработанный при знаменитом строителе Ионе Сысоевиче. Новгородские памятники эпохи Корнилия образуют отчетливую группу, в которой выявилась личность заказчика, влиявшего, как и другие архиереи вт. пол. XVII в., на создание в епархиальном центре своеобразной и очень характерной архитектуры.

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский