РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Соленикова Е.В. Роль архиепископов в новгородском строительстве конца XIII–первой половины XIV вв. В кн.: Seminarium Bulkinianum: К 60-летию Вал.А. Булкина. СПб., 1999. С. 58 – 66. Все права сохранены.

Материал отсканирован, отформатирован и предоставлен в электронной версии библиотеке «РусАрх» А.С.Стариковой. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.

 

 

 

Е.В. Соленикова

Роль архиепископов в новгородском строительстве

конца XIII–первой половины XIV вв.

 

Одна из важнейших проблем изучения памятников архитек­туры — проблема заказчика строительства. Особенно остро этот вопрос встает, когда речь заходит о переломных периодах в исто­рии зодчества, каким, например, является конец ХIII—первая по­ловина XIV в. в Новгороде. За 68 лет (с 1292 по 1359 г.) в новго­родских летописях зафиксировано строительство 46 церквей. Кти­торы указаны в 29 случаях, причем для 14 памятников — новгород­ские владыки.

Владыка Климент (1276-1299 гг.)

В 1292 г. этот владыка ставит церковь Николы на Липне, в том же году начинается строительство церкви Федора Стратилата на Щиркове, освященной владыкой в 1294 г. По счастливой случай­ности исследователи располагают сведениями об обеих построй­ках. Церковь Федора, видимо, в основных чертах воспроизводила домонгольский храм (Штендер 1977: 441). Церковь Николы на Липне во многом продолжала домонгольские традиции и напоми­нала церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту, но в то же время ее архитектура содержит ряд новых черт, позволяющих утверждать, что церковь была построена приглашенными масте­рами (Штендер 1991: 99).

Стоит отметить, что после монгольского нашествия строитель­ство в Новгороде началось относительно поздно. В Пскове первый каменный храм датируется 1268 г. (Белецкий 1991: 16), в Твери— 1285 г. (Салимов 1994: 20), в Ростове —1287 (Иоаннисян 1994: 81). Тем больше внимания привлекает к себе факт владычного ктиторства первой послемонгольской постройки Новгорода. Это воз­обновление каменного строительства в городе, для которого надо

* Приношу свою искреннюю благодарность Вал.А. Булкину и Л.Е. Красноречьеву за возможность ознакомиться с материалами исследования церквей Знамения на Ильине, Михаила Архангела на Торгу, Троицы на Редятине и разрешение использовать их в своей работе.

58

было искать и/или приглашать мастеров, т.е. дело государственной важности1.

Кроме этого, владыка строит в 1296 г. церковь Воскресения на воротах, а на следующий год архимандрит Кирилл возводит церковь Преображения на воротах.

Владыка Феоктист (1299-1308 гг.)

Непосредственно с этим владыкой летописи не связывают ни одной постройки, но за время его святительства было возведено три каменных храма: церковь Михаила 1300-1302 гг., церковь Бо­риса и Глеба 1302 - 1305 гг., церковь Покрова на городских воро­тах - 1305 г. Частично известны только формы первых двух: если строительство владыки Климента ориентировалось во многом на домонгольскую традицию, то при владыке Феоктисте архитекторы разрабатывали новые решения: так, церковь Михаила обладает настолько оригинальными для Новгорода вытянутыми формами, что на данном уровне изучения она не может быть реконструи­рована в первоначальном виде (Красноречьев 1964: 111). Наибо­лее близкими ей аналогиями являются небольшие болгарские ба­зилики (Чанева - Дечевска 1986: 30 - 34) 2. В церкви Бориса и Глеба можно предполагать использование повышенных ступенчатых сво­дов и яруса кокошников, до того новгородской архитектуре не из­вестных (Штендер 1991: 96). В конце XIII—середине XIV в. цер­ковь Бориса и Глеба играла очень важную роль в жизни Новгорода и самого владыки Феоктиста. Она была, по сути, вторым храмом после св. Софии, и в 1300 г. именно в ней (единственный раз в жизни города) возвели в сан архиепископа Феоктиста, ставлен­ника Прусского боярства (Янин 1977: 125 - 129). Таким образом, восстановление ц. Бориса и Глеба, «которая порушилась» — дело общегосударственного престижа, интересов Прусской улицы и лич­ной чести владыки Феоктиста.

Владыка Давид (1308-1326 гг.)

Сам архиепископ поставил две церкви — Николы на своем дво­ре в Неревском конце, так называемую Николы Белого, и церковь Владимира на воротах. Церковь Николы — единственная сохра­нившаяся постройка времени святительства Давида. В ней по­являются многие неизвестные ранее черты: стрельчатые формы,

59

щипцовое покрытие и много других раннеготических черт, а также решений, не традиционных для новгородского зодчества (Штендер 1991: 91 - 93). Видимо, церковь была построена до того не подви­завшимся в Новгороде мастером. Если учесть, что храм Николы — первая постройка архиепископа Давида и первая церковь, возве­денная в Новгороде после его восшествия на кафедру, то нельзя исключать возможность того, что владыка Давид после получе­ния сана архиепископа пригласил для строительства своей церкви нового зодчего.

Церковь Воскресения на воротах 1296 г. была построена ар­хиепископом Климентом на средства, захваченные в ходе фин­ского похода 1295 г. (Егоров 1927: 22). О трех остальных надвратных церквах этого времени (Преображения, Покрова, Влади­мира) говорится, что они были построены соответственно от Лю­дина конца, Прусской улицы (о фактическом ее тождестве с Загородским концом см.: Янин 1962: 166 - 171) и Неревского конца. Если учесть, что церковь от Прусской улицы построена предста­вителем Прусского боярства Семеном Климовичем, а церковь от Неревского конца—архиепископом Давидом, двор которого нахо­дился именно в этом конце (ср. Н1Л под 6820 г.), то можно пред­полагать, что в какой-то момент каждый из концов Софийской стороны построил надвратную церковь со своей территории, а все строительство составило единую программу, важную для города, осуществление которой растянулось на 15 лет. Случаи распределе­ния по концам города единой строительной программы известны, так, в 1482 - 1484 гг. Богоявленский и Кузьмодемьянский концы Пскова строили стену вокруг Запсковья, каждый свою часть (П2Л под 6992 г.).

Владыка Василий (1330-1352 гг.)

Непосредственно за владыкой Давидом на кафедре находился архиепископ Моисей, но за время его святительства была поста­влена только церковь Рождества Богородицы на Десятинной ул., которая связывается летописями с владыкой (Н1Лст) или княги­ней (Н5Л). Этот случай будет рассмотрен ниже.

С именем владыки Василия летописи связывают 5 построек, кроме того, одна постройка ошибочно приписана строительству

60

владыки. Церкви Входа в Иерусалим (Н1Лмл под 6344 г.) и Покрова в Зверином монастыре (Н1Лмл под 6843 г.) могли быть частным строительством владыки. Также владыкой Василием, ви­димо, в частном порядке перестроена церковь Козьмы и Дамиаиа на Холопьей улице. Она была возведена в 1345 г. и в НЗЛ свя­зывается с именем Юрия посадника. Но, как показал В. Л.Янин, посадник к строительству 1345 г. не имеет отношения: его имя было ошибочно перенесено из статьи 1379 г. той же летописи (Янин 1981: 35). Однако именно в деревянной церкви Козьмы и Дамиана на Холопьей улице служил владыка Василий до занятия архиепи­скопского кресла (Н1Л под 6858 г.).

Интересна ситуация возведения двух храмов: Пятницы и Козь­мы и Дамиана на Козьмодемьянской улице. Они были поставлены владыкой «повелением» частных лиц — видимо, в данном случае артель, находившаяся в распоряжении владыки, была свободна и выполняла в том числе и частные заказы. Не исключено, что упомянутый выше пример со строительством архиепископа Моисея и княгини есть нечто подобное.

Кроме того, имя владыки Василия связано с восстановлением церкви Благовещения на Городище. В Московских летописях с ней связывается имя Симеона Гордого (МЛС под 6851 г.). Каждый центр приписал возведение церкви Благовещения своему лидеру. Видимо, это строительство было важным событием в политиче­ской жизни обоих городов. По крайней мере, это первый случай причастности московского князя к строительству в Новгороде (см. подробно: Соленикова 1995: 229 - 230).

Стоит сопоставить все это с иной строительной деятельностью архиепископа. Если стены 1302 г., поставленные во время святи­тельства Феоктиста, ни с кем персонально не связываются, то по­чти вся идущая в городе нецерковная строительная деятельность при владыке Василии соотносится летописями с его именем. Так, дважды, в 1333 и в 1341 гг., Василий ремонтирует крышу св. Софии (Н1Лмл под 6841 и 6849 гг.). В 1331 г. он «заложи... город камен» (Н1Л под 6839). В 1338 г. «делаша мостъ новъ, что было вышибло, повелениемъ владыки Василья; самъ бо владыка присталъ тому, и почалъ и кончалъ своими людбми; и много добра створи християномъ» (Н1Лст под 6846 г.). В 1352 г. «добиша челом

61

новъгородци, бояре и черныи люди архиепископу новъгороьскому владыце Василею», чтобы «еси, господине, ехалъ нарядить костры в Орехове; и онъ ехавъ костры нарядилъ, и приеха в Новгородъ» (Н1Лст под 6860 г.).

Отмечу несколько особенностей.

1. Все нецерковное строительство идет в интересах города-государства.

2. Владыка, видимо, нес ответственность за строительство в городе: мост он делает «своими людьми» - т.е. артелью, связан ной с архиепископом, владыку просят лично следить за строитель­ством в Орехове.

До наших дней дошли только две церкви, связанные с именем Василия - Пятницы в перестройке 1345 г., продолжающая тра­диции церкви Николы Белого, и Благовещения на Городище, во внешнем оформлении которой используются не новгородские, а, видимо, балканские традиции (Соленикова 1995: 226). Учитывая важность заказа, можно предположить, что для возведения этой церкви специально пригласили мастера-зодчего.

Владыка Моисей (1326-1330, 1352-1359 гг.)

Из всех владык, святительство которых приходится на конец XIII - первую половину XIV в., наибольшее количество церквей летописи связывают с архиепископом Моисеем. Он строил и когда жил частным образом в монастыре, и когда находился на кафедре. Многие церкви могли являться личным строительством владыки: церкви в Деревяницах и на Сковородке - эти монастыри в жизни Моисея играли достаточно большую роль (Повесть о Моисее 1862: 11); церкви Святого Духа и Богородицы на Радоговицах и Прокопия на княжеском дворе, хотя последние три могли быть и чем-то подобным строительству «по повелению» владыки Василия. В лю­бом случае, государственных заказов среди них не известно. Иная ситуация складывается с церквями Успения на Волотове 1352 г. и Знамения на Ильине 1354 г.

Строительство церкви Успения было первым делом архиепископа Моисея после его второго избрания на кафедру. В это время в городе свирепствовал мор, начавшийся 15 августа, в день Успе-

62

ния Богоматери (Рыбаков 1993: 27). Но, видимо, это была не един­ственная причина выбора посвящения храма: Успенские и Покров­ские храмы на Руси искони несли в себе градозащитную семантику (Лихачев 1985: 18 - 19). Таким образом, возведение храма Успения имело своей целью прежде всего прекращение мора. Напомню, что в том же году во Пскове, где мор также свирепствовал, возводится церковь Покрова (ПЗЛ под 6860 г.).

Церковь Знамения предназначалась для хранения главной нов­городской святыни - иконы Знамения, защитившей город в XII в. Новая церковь для этой иконы была возведена из-за пожаров 1329 и 1340 гг. в церкви Спаса на Ильине (где икона обычно храни­лась) и особого усердия новгородцев к чудотворной иконе (Макарий 1860: 232). Строилась церковь Знамения «повелением вла­дыки и всего Новгорода»: любопытна сама формула, обозначаю­щая заказчиков храма. При упоминании строительства она больше не встречается, хотя в целом в летописи использована еще два раза; в 1226 и 1230 гг. при избрании новых архимандритов (Н1Л под 6734 и 6738 гг.). Кроме того, она хорошо известна по новгород­ским актам: применялась при оформлении договоров с иностран­ными послами со второй четверти XIV в. до потери Новгородом независимости (Казакова 1974: 165). Во всех случаях эта формула подчеркивает прежде всего общегосударственный характер начи­нания, каким и было, по мнению летописца и по сути, возведение церкви Знамения.

Из церквей, связанных с именем владыки Моисея, в разной степени сохранилось только три: Успения на Волотове, Михаила на Сковородке, Знамения на Ильине, - принадлежащие к одному типу построек (Красноречьев 1984: табл.; Булкин 1989: 14; Соленикова 1995: 227, 230). По мнению А.М.Салимова, этот тип по­явился в Новгороде из Твери, по заказу архиепископа Моисея (Са­лимов 1990: 116). Однако к этой же группе принадлежит церковь Троицы на Редятине (Красноречьев 1984), не имеющая отношения к владыке — она была поставлена купцами после его ухода в мо­настырь. Появление в новгородской архитектуре подобных храмов нужно связывать с инициативой двух людей: архиепископа Мои­сея, заказчика многих храмов, и зодчего, этот заказ воплощавшего. Можно предположить, что мастер Волотовской церкви строил свои

63

первые творения по заказу архиепископа Моисея. После того, как владыка сошел с кафедры, мастер переходит на частные заказы. Большинство храмов, построенных по архиепископскому заказу, имеют посвящение вселенского характера или посвящение Николе. Исключения составляют церкви Бориса и Глеба, Козьмы и Дамиана, Владимира, архиепископами не возведенные, а перестроенные и сохранившие свое посвящение; и две церкви, построенные архиепископом Моисеем, возможно, в частном порядке: Михаила на Сковородке и Прокопия. Кроме того, важно рассмотреть вопрос о том, сколько мастеров могло работать в Новгороде над храмоздательством. До 1345 г. в Новгороде возводится по одному, реже по два храма в год. Если свести в один список всю строитель­ную деятельность за это время (храмовое и крепостное строительство в городе и пригородах), то можно убедиться, что все здания возводятся поочередно, не требуя какого-то напряжения всех сил города3.

Таким образом, все строительство в это время могло осуще­ствляться одной артелью, никаких оснований выделять вторую группу мастеров нет.

Итак, новгородский архиепископ как строитель в конце XIII— первой половине XIV в. выступает в трех качествах: 1) выпол­няет работы государственного характера, 2) строит по частному заказу, 3) осуществляет свое личное строительство. Владыки не­посредственно следили за архитектурным аспектом деятельности артели: есть возможность говорить о намеренном приглашении ма­стеров (Климент, Давид, Василий), а также о мастерах, непосред­ственно связанных с владыками (мастер Волотовской церкви и ар­хиепископ Моисей). Последнее имеет прецедент в домонгольском зодчестве: с архиепископом Нифонтом связывается деятельность византийского зодчего, автора Мирожского собора Пскова и Кли­ментовской церкви Ладоги (Раппопорт 1984: 47), который после смерти Нифонта покинул артель.

Если учесть, что в XII в. в государственном строительстве (ладожская программа) владыка выступает как глава Новгорода (Соленикова 1994: 238); что владыка Василий строил по государ­ственному заказу не только церкви, но и стены, и мост, то можно с уверенностью предполагать, что в распоряжении владыки была

64

государственная артель, на которую он имел право как глава го­сударства и которой должен был распоряжаться в интересах госу­дарства — Новгорода.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Обстоятельства этого строительства проанализированы А.М.Салимовым (Салимов 1994: 36 - 37).

2 О церкви Михаила Архангела на Торгу см. статью Салимова в этом сборнике.

3 Кроме вышеупомянутого примера начала XIV в. - это хорошо заметно на материале строительства 1330-х - начала 1340-х гг.

1331 г. - заложены стены Детинца (Н1Л под 6839 г.). Время окончания работы неизвестно.

1335-1337 гг. - ставятся церкви Воскресения на Деревяницах и Входа в Иерусалим (Н4Л под 6843 и 6845 гг.).

1338 г. - строится новый мост (Н1Л под 6846 г.)

1339-1341 гг. - ведется строительство церкви Михаила Архангела во Пско­ве (Седов 1992: 55).

1342-1343 гг. - ставится церковь Благовещения на Городище (Н1Л под 6850-6851 гг.).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Белецкий В. Д. 1991. Древний Псков: Каталог выставки. Л.

Булкин В. А. 1989. Отчет о работах по теме «Археологическое изучение памятников каменной архитектуры Новгорода XII - XVII вв.» // Архив НФИ «СПР» №Р-247.

Егоров В. А. 1927. Новгородские храмы как памятники русско-финских отношений // Отчет за первые два года деятельности ленинградского общества исследований культуры финно-угорских народностей. Л.

Иоаннисян О. М. 1994. О возобновлении монументального строительства на Руси после монгольского нашествия (строительство в Пскове, Твери и Ро­стове во 2-й половине XIII в.) // Древний Псков; Исследования средневекового города. СПб.

Казакова Н. А. 1974. Начальный текст новгородско-немецких договоров ХIVV вв. // ВИД. VI. Л.

Красноречьев Л.Е. 1964. Отчет о реставрации и исследовании ц. Михаила Архангела и ц. Благовещении на Торгу в Новгороде в 1959-1961 гг. // Архив НФИ «СПР». №Р-496.

Красноречьев Л. Е. 1984. Научный отчет по исследованию, реставрации и приспособлению ц. Троицы в Ямской слободе в Новгороде в 1975-1979 гг. // Там же. №Р-1860.

Лихачев Д. С. 1985. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследование. М.

МЛС - Московский Летописный свод 1497 г. // ПСРЛ. Т. 28. М., 1963.

65

Н1Лст и Н1Лмл - Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.

Н4Л - Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т.4. Ч.1. Вып. 1 - 2. Пг., 1915 - 1925.

Н5Л - Новгородская пятая летопись // ПСРЛ. Т. 4. Ч. 2. Вып. 1, Пг., 1917.

П2Л и П3Л - Псковские летописи (вторая и третья). Т. 2. М., 1955.

Повесть о Моисее. 1862 // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 4. СПб.

Раппопорт П. А. 1984. О роли византийского влияния в развитии русской архитектуры // ВВ. Т. 45. М.

Рыбаков Б. А. 1993. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М.

Салимов А. М. 1990. К проблеме архитектурных взаимосвязей Новгорода и Твери в XIV в. // Города Верхней Руси: Истоки и становление. Торопец.

Салимов А. М. 1994. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь.

Седов Вл .В. 1992. Псковская архитектура XIV - XV вв.: Происхождение и становление традиции. М.

Соленикова Е. В. 1994. К вопросу о времени строительства домонгольских храмов Старой Ладоги (в связи с проблемой «заказчика») // Памятники сред­невековой культуры: Открытия и версии. СПб.

Соленикова Е. В. 1995. Новгородская архитектура конца XIII - первой по­ловины XIV вв. Типология строительства // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 9. Новгород.

Чанева-Дечевска Н. К. 1986. Церковната архитектура в България пре XI-XIV вв. София.

Штендер Г. М. 1977. О ранних Федоровских храмах древнего Новгорода // ПКНО за 1976 г. М.

Штендер Г. М. 1991. Исследования и реставрация церкви Николы Белого в Новгороде // Реставрация и архитектурная археология: Новые материалы и исследования. М.

Янин В. Л. 1962. Новгородские посадники. М.

Янин В. Л. 1977. Церковь Бориса и Глеба в новгородском детинце: (О нов­городском источнике «Жития Александра Невского») // Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М.

Янин В. Л. 1981. Новгородская феодальная вотчина. М.

66

 

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский